По благословению
Преосвященнейшего Владимира,
епископа Кременчугского и Лубенского
Пятница, 19.04.2024, 15:31

Приветствую Вас Гость | RSS
ГлавнаяСвт. Иоанн | Доброе кино
Меню сайта

Каталог фильмов

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 163

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

  
 
  
Главная » Непознанный мир веры » Инославие

Постпротестантизм - религиозный «Макдоналдс»?
 

Каким образом «новые христиане» выражают свое чувство Бога? Как получилось, что книги их проповедников продаются многомиллионными тиражами? Почему в США модно ходить в церковь? Как строится церковный маркетинг и что нужно для «раскрутки» церкви? О христианстве поколения пепси - постпротестантизме - размышляет социолог Евгения Иванова.

 

 

 

 Постпротестанты в Америке не чужды современных технологий

 Евгения Иванова (1979 г. рожд.) начала исследовать феномен постпротестантизма в 2004 г. Работая в США, она изучала приходскую жизнь 58  протестантских, постпротестантских и других христианских церквей. Целью её диссертации было понять, каким образом американское общество влияет на создание нового типа религии и церкви на основе традиционного протестантизма.

«Я  сейчас по-другому чувствую Бога»

- Евгения, Вы пять лет изучаете протестантизм. Что он представляет собой сегодня в США?

- Последний крупный пересмотр церковной жизни у протестантов произошел в 60-70-е годы XX в. Из-за стремительного развития науки человек получил множество знаний о природе, отказался верить в то, чему его учили в воскресной школе, и хотел во всем разобраться самостоятельно. Так началось обновление форм религии, и возник социальный феномен, который в социологии называют «постпротестантизмом». «Новые христиане» во многом находились «на волне» социальных движений эпохи и хотели, чтобы их вероучение соответствовало тому, что происходит в современном мире: протестантизм подстраивался под требования общества. 

Постпротестанты начали толковать Библию с учетом последних научных открытий. Они пытались определить природу и точное время появления Вифлеемской звезды с помощью астрологии и астрофизики или, например, объяснить отсутствие женщин-священников тем, что в древности не было активного участия женщин в общественной жизни. По-другому стали оценивать и поведение человека: развитие психологии и психоанализа позволило считать некоторые вещи не грехами, а проявлением сформированных в детстве комплексов, которые не надо не искоренять, а принимать и учиться жить с ними.

Протестантизм появился в XVI в. С тех пор его лидеры не раз пересматривали религиозные воззрения своих конфессий, чтобы вернуться к первоначальным - как они считали, чистым от предрассудков и заблуждений - ормам христианства.  У лютеран  был тезис о спасении через веру: если ты поверил во Христа, то уже спасен. Однако, несмотря на это учение, жили они достаточно скромно, большинство из них старалось следовать заповедям и думало скорее о спасении души, чем о земной жизни. «Постпротестанты» сохранили этот тезис, но трактовали его по-иному: поскольку мы уже спасены, то надо сосредоточиться на временной жизни.

Для протестантизма был важен не опыт, накопленный  Церковью, а переживания отдельной  личности. «Постпротестанты» развили эту идею дальше: если главное - иметь веру в душе, для чего тогда вообще нужна Церковь? Отныне человек мог сам выбирать, как именно исповедовать свою веру.

 

 

 Поспротестантская церковь "Forefront" предлагает прихожанам "кофе и сладости"

Ланч  с пастором - 5 минут, причащение - 5 минут...

- У протестантов богослужение сохранилось, хотя и в сокращенном (по сравнению с католицизмом) виде. А что происходит со службой у постпротестантов?  Ведь если Церковь не  нужна и человек один на один с Богом, то необходимость в  церковной службе отпадает?

-У постпротестантов церковная «служба» проходит довольно своеобразно. В этой среде говорится, что сейчас люди по-другому, а не так, как, скажем, во времена царя Давида, чувствуют Бога; а значит, и религиозные чувства надо выражать по-новому. 

Постпротестантскую  службу называют не богослужением (worship), а празднованием, торжеством (celebration). В ней почти нет четко разработанных обрядов или ритуалов. Если в Православии Причастие - центральный момент Литургии, в постпротестантизме Таинства не играют значительной роли. Прихожанин приходит туда, где будет проходить служба, получает программку, наливает кофе, берет печенье или пончик и садится в полуосвещенном зале. Играет легкая современная музыка, на установленных в зале мониторах появляются слова песен (например: «Христос, спасибо за все, я счастлив»). Все это напоминает обычное светское мероприятие.

Программа примерно такая: ланч с пастором, чтение Писания (5 минут), проповедь (от 3 до 40 минут), Причащение (5 минут), сбор пожертвований (5 минут), совместное пение (10-30 минут). Всю службу стараются провести за час. Что касается Причащения, даже среди традиционных протестантов далеко не все верят в то, что под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Христа. Для многих из них вкушение хлеба и вина (или, как вариант, чипсов и сока) - только символическое действие, которое напоминает о Тайной вечере, но совсем не Таинство.

Ходить  в церковь -  это круто!

-  Нужно ли креститься, чтобы стать членом  постпротестантской  церкви?

- Крещение  для многих постпротестантов - тоже не Таинство. Оно не делает человека членом церкви, а только свидетельствует о том, что он верит и обязуется следовать

 

 Пастор Таффи Доллар

принципам церковной жизни.  Членом церкви постпротестант становится тогда, когда он поверил во Христа. Все остальное - внешнее выражение этого внутреннего переворота. 

У «новых христиан» остались основания веры: воплощение, воскресение, искупление, но исчезло характерное для пуритан восприятие Бога прежде всего как карающего Судии, проклятии грешников и т.д. Для того, чтобы считаться членом постпротестантской церкви, вовсе не обязательно даже соглашаться с церковными догматами. Человек может не верить в Троицу, но при этом считаться прихожанином и участвовать в церковных службах. Смысл служб - совместное проживание позитивных эмоций, хорошего настроения, общение, знакомства и проповедь, которая помогает сориентироваться в современной жизни.

Что является главным на этих собраниях?

- Я бы  сказала, что ключевой момент  - это атмосфера. Ради ее создания  «новые христиане» очень активно  привносят в церковь атрибуты  едва ли не из всех мировых культур:

 На постпротестантские службы приходят сотни человек

например, в Епископальной церкви многие занимаются йогой. В других общинах помещения украшают свечами, как в православном храме, или выкладывают на полу изображение лабиринта, что характерно для католических костелов.

Собрания  «постпротестантов» - это не столько  совместная молитва, сколько стремление хорошо провести время в кругу единомышленников, людей, которых интересует то же, что и тебя: та же музыка, литература... Прихожанам вообще не обязательно посещать храм. Можно просто встретиться у кого-нибудь на квартире, включить музыку и поговорить на темы, касающиеся религии. Я бы скорее определила этот религиозный феномен как объединение людей, которые стремятся к некоей духовной жизни, своего рода «life style». Церковь стала продолжением нашего ориентированного на материальные ценности мира. Когда ты приходишь, например, в православный храм, чувствуешь, что земная жизнь не является предельной ценностью. А здесь ты приходишь на какое-то светское мероприятие вроде концерта, «огонька» в школе.

Постпротестант не стремится к нравственному очищению и святости. Он остается таким, какой он есть, его принимают и стараются сделать так, чтобы он чувствовал себя комфортно, удовлетворить его насущные потребности. Может, они и не подлинные, но раз он считает это важным, их надо удовлетворить.

Общее настроение в «постпротестантизме» - как они это называют, «good news»: хорошая жизнь, у  тебя все получается.  Один мой знакомый пастор говорит: «В церковь сейчас модно ходить, это же круто! Там модные люди, много образовательных программ, там  Бог помогает!»

 

 Книги Джоэла Остина в США пользуются популярностью

Приди к нам - и всё наладится!

- Каким образом постпротестантские церкви заявляют о себе в обществе? Как ведется проповедь?

- Постпротестанты очень широко представлены в обществе главным образом за счет книг, которые пасторы издают огромными тиражами. Например, тираж книги пастора Джоела Остина (Joel Osteen) «Твоя лучшая жизнь сегодня» (Your Best Life Now) составил 4 млн экземпляров. В основном постпротестантская литература - книги по популярной психологии Названия такие: «7 шагов улучшить вашу жизнь», «Стань лучше», «Жизнь со смыслом» и т.п.

- Откуда такие огромные тиражи? Ведь авторы - это люди, которых мало знают?

- Нет, это все известные персоны, медиафигуры. Церкви активно используют телевидение. В США существует огромное количество христианских каналов, к тому же другие каналы охотно продают свое эфирное время, так что можно заплатить и, к примеру, проповедовать на первом канале каждое воскресенье в 9 утра.

Особенно ценное для  проповедников время - это ночь, когда телевизор чаще всего смотрят люди, которые либо находятся в депрессии, либо одиноки. Чтобы занять время и отвлечься от проблем, они переключают каналы  с одного на другой, а тут как раз христианская программа с призывом «Приди к нам - и все наладится».

Каждая проповедь в церкви заканчивается словами: «Приведи в следующий раз своего друга для его спасения», и этот призыв имеет значительный успех.

Церковный маркетинг

- В чем, по-вашему, причина популярности «постпротестантских» церквей?

- Прежде всего в том, что это очень хорошо раскрученные структуры, которые для своего продвижения используют современные маркетинговые стратегии.

 - Как происходит эта раскрутка?

- Как правило, церкви пользуются услугами агентств по церковному маркетингу (есть и такие!). Это не приход в понимании, скажем, православного христианина, когда люди вместе ходят в храм и со временем складывается община. Постпротестантская церковь - результат замысла маркетингового агентства или пастора. Сначала придумывается концепция церкви, потом под нее «подбираются» люди.

Например, нужна церковь на Манхеттене для молодых людей, по разным причинам отошедших от традиционной церкви. Специалисты создают собирательный образ прихожанина этой церкви. В данном случае:  человек от 18 до 40 лет, студент или молодой профессионал, принципиально не осуждающий других и отказавшийся ходить в традиционную церковь, потому там главенствуют традиции, которых он не признает. Если кратко, это «церковь для тех, кто не любит церковь».

Потом создается бизнес-план на 3 года, бренд, логотип, сайт и начинается маркетинговая компания по продвижению церкви. На  улицах и площадях раздаются постеры, открытки с шоколадкой (или жвачкой), делается интернет-рассылка, чтобы люди пришли на первую церковную службу.

 

 

 Постпротестантские службы иногда напоминают концертное шоу

Если церковь пользуется популярностью и количество прихожан растет, службы проводятся не раз, а, скажем, 2-3 раза в неделю. В помещении церкви (или в арендованном для служб зале или кинотеатре) начинают проводить развлекательные и образовательные программы для детей и взрослых, открываются разные курсы и пр.

Через несколько лет, если церковь стабильно развивается, лидеры открывают новую церковь, например, в другой части города или другом городе. Она предлагает своим прихожанам точно такой же набор служб, программ и курсов, что и первая. Можно сказать, церковь производит тот же самый «продукт», только в другом месте. Так же действует «Макдоналдс». 

Таким образом, в стране создается сеть церквей, которые предлагают своим прихожанам определенный стиль жизни.

Безрелигиозная религия онлайн

- Вы  говорили, что постпростестанты очень активно используют Интернет для проповеди. Как именно?

- У каждой церкви есть свой сайт, на котором сказано, кто они. Например: «Мы -  удобная, современная христианская церковь». Или: «Церковь для тех, кто ненавидит церковь» (имеется в виду все, что связано с авторитаризмом, с уничижением человеческой природы, с  морализаторством, с жесткой бюрократической системой и т. п.).

Любопытно, что никогда не скажешь, где здесь религиозный сайт: нет никакой символики, как правило, никаких цитат. Для привлечения внимания можно разместить высказывания известных людей, которые посещают эту церковь, но это не главное.   Главная мысль, которую постпротестантские церкви стремятся донести до посетителей сайтов и потенциальных прихожан: «Мы - обычные люди, такие же, как ты». Поэтому они стараются публиковать на страничке истории простых людей, которые пришли в их церковь, пережили на одном из собраний момент озарения, обратились и стали прихожанами.

Основное же содержание сайта - это информация о жизни определенной общины: проповедях, мероприятиях, миссионерской деятельности и так далее.

 

 "На самом деле, прийти в церковь - это значит прийти к жизни"

Современная проповедь и Православие

- Чем отличается современная проповедь постпротестантов?

- У них нет привязки к определенной форме - в этом плане они очень подвижны. Чтобы привлечь людей, они могут издавать журнал, внешне очень похожий, к примеру, на «Cosmopolitan», но посвященный вопросам религии.

- Можно ли их опыт привлечения прихожан применять в Православной Церкви?

- Думаю, что нет. Американская, в частности, «постпротестантская» культура построена на отказе от традиции и стремлении к обновлению формы. Православная Церковь стоит на других принципах. Она обращает мысли человека в сторону вечности, а постпротестантская - напротив, к земной жизни. Туда можно прийти, чтобы просто потусоваться: ты ешь, пьешь и слушаешь проповедь. В Православии такое невозможно.

Для нас их опыт проповедования и привлечения людей просто неестественен, неорганичен.

«Помолимся за неожиданный финансовый успех»

 

 
 

 Финансовый успех - важная  составляющая в жизни постпротестантской церкви

- Откуда  эти церкви берут деньги? Их «практика веры» подразумевает то, чтобы научить человека зарабатывать?

- Да. У них полно курсов по бизнесу.  Сейчас вообще отошло понимание связи «работа-результат». Момент работы - он как-то испарился, присутствует только итог. Нередко они предлагают:  «Помолимся за неожиданный финансовый успех».

Чем больше у церкви денег, тем больше возможностей привлекать новых прихожан. Чем больше прихожан - тем больше возможностей получить деньги за счет пожертвований или оплаты всевозможных курсов, образовательных программ, концертов и так далее.

Церкви, которые еженедельно посещают более 2000 человек, называются мегацерквями («MegaChurch»). Численность прихожан может достигать 50 тыс. человек. В основном эти общины расположены в пригородах больших городов США. Они строят для себя огромные здания наподобие крупных торговых комплексов, в которых есть все: помещения для службы,  спортзал, кинотеатр, салон красоты, бары, рестораны и так далее.  Это целый «город», в который можно приехать на весь день. Конечно, постройка такого комплекса становится возможной, только если церковь достаточно богата; зато, построив его, она будет получать колоссальные доходы.

Однако прихожанин мегацеркви вовсе не обязан приезжать на службу. Он может купить DVD с еженедельной проповедью и просматривать его у себя дома. Поэтому эти общины получили название ICHURCH (от IPod - mp3-плеер, аудиосодержание которого выбирается потребителем).

В США у церквей есть много возможностей заработать большие деньги: они  не платят налоги и без проблем получают кредиты. При грамотном маркетинге «постпротестантская» церковь в Америке - очень хороший бизнес, доступный любому человеку. Ведь по Конституции США церковь может открыть любой.

www.taday.ru

Категория: Инославие | (21.10.2009)
Просмотров: 1130
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Интернет-журнал

Категории раздела
Духовная жизнь
Путь к Богу
Непридуманнное
Жизнь церковная
О вечном
Портрет
Беседка
Вера и наука
Чудеса рядом
Инославие
Секты, лжеучения, суеверия

Форма входа

Поиск


 
Конструктор сайтов - uCoz