Вадим Николаевич НАГОВИЦИН
В истории человечества было немало бунтов, переворотов, восстаний и революций. Октябрьская революция, произошедшая в 1917 г. в России, стала самым значимым событием XX в., потому что оказала мощнейшее влияние на ход человеческой истории, преобразила мировое общественное устройство, изменила логику политического развития, поставила перед миром сложные вопросы нравственного и духовного порядка.
Можно ли дать однозначную оценку этим событиям? Наверное, нет. Каждое время имеет свою логику, каждое событие имеет свои причинно-следственные связи.
Мы знаем, что после Октябрьской революции особенно сильным гонениям подверглась Православная Церковь. Безбожная власть закрывала и взрывала храмы, арестовывала и расстреливала священников. Церковь пережила мучительный раскол, подверглась еретическим искушениям "обновленчества". Но она выжила вопреки всему.
Почему в русской революции был такой мощный антицерковный порыв? Почему православный народ, столь умилительно описываемый народными печальниками, с лёгкостью предал царя, истребил помещиков и дворян, терпимо отнёсся к уничтожению духовенства и гонению на Церковь? Россия ждала революции, потому что не было сил терпеть - слишком велик был груз, возложенный на плечи русского мужика во время Первой мировой войны.
Много непростых вопросов в нашей истории. Слишком легко всё объяснить заговором "безбожников", но совсем не просто выявить те негативные процессы, которые копились в обществе и Церкви.
Разве мы забыли, что человеческое общество существует и развивается по законам, данным Творцом? Всё в мироздании подчинено воле Всевышнего. Мир человеческих взаимоотношений сложнее физических законов, он корректируется нравственным и духовным состоянием общества. Войны и мятежи, наряду с природными катаклизмами, являются карой Божией. Нам трудно понять это, трудно охватить своим человеческим разумом одновременное существование свободы воли и Божественного Промысла.
Многочисленные поражения врагов народа израильского носят поучительный характер, потому что мы знаем о мерзостях языческого мира того времени.
Разве не сказано, что и волос не упадёт с головы человека без Божией воли? Как же мы можем роптать на общественные явления? Они таковы, какими мы их сделали сами, опираясь на собственную волю и часто вопреки Божиим законам.
Революция - это карающий меч Божьего гнева, промыслительные действия для вразумления и исцеления человечества. Революция - это стихия, такая же, как мор, глад, нашествие саранчи или иноплеменных врагов. Она вне человеческих оценок.
Революции, в отличие от переворотов, совершаются" не группой заговорщиков, а революционно настроенными народными массами, во главе которых стоит политическая партия с радикальной программой улучшения общества. Масоны или большевики не в состоянии взбунтовать народ против его воли. Все лозунги пропадут втуне, если в народе нет революционного порыва.
Кризисы в общественных отношениях можно решать и мирным способом. Но это осуществимо лишь в том случае, если власть имущие понимают, что нельзя доводить народ до отчаяния, ради безопасности самой же власти, и если народ видит, что власти могут уступить ровно столько, сколько возможно, и не требует сверх меры. Тогда, путём переговоров, митингов, забастовок и демократических выборов, удаётся создать пусть и не идеальное, но более или менее справедливое общественное устройство.
Люди, допущенные Промыслом Божиим к власти, должны сознавать наивысшую ответственность перед Богом за вверенный им народ и государство. Когда Церковь призывает к покорности властям, то надо понимать это и как призыв самих властей к смирению.
Покорность и терпение русского народа издавна удивляли и раздражали весь мир. Но ещё больше удивляла слепота русской элиты, ездившей по заграницам и получавшей европейское образование, но упорно не понимавшей, что терпение народа не беспредельно.
Трагедия русского народа - это трагедия его элиты. Если история нас ничему не учит, то она повторяет свой жестокий урок. Не пора ли одуматься? Избави нас, Господи, от революций и потрясений!
http://russdom.ru
|