По благословению
Преосвященнейшего Владимира,
епископа Кременчугского и Лубенского
Среда, 08.05.2024, 23:46

Приветствую Вас Гость | RSS
ГлавнаяСвт. Иоанн | Доброе кино
Меню сайта

Каталог фильмов

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 163

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

  
 
  
Главная » Церковный календарь » Праздники

Святые отцы о Празднике Успения
 
Михаил Николаевич Скабаланович (1871—1931), в своем очерке о Празднике Успения Пресвятой Богородицы приводит изречения святителя Григория Паламы, святителя Дмитрия Ростовского, преподобного Иоанна Дамаскина. Мы публикуем отрывок этого труда с тем, чтобы попытаться понять как переживали Праздник Успения святые отцы, какое значение они предавали отмечаемым событиям.
Известный киевский богослов-литургист Михаил Николаевич Скабаланович (1871—1931), в своем очерке о Празднике Успения Пресвятой Богородицы приводит изречения святителя Григория Паламы, святителя Дмитрия Ростовского, преподобного Иоанна Дамаскина. Мы публикуем отрывок этого труда с тем, чтобы попытаться понять как переживали Праздник Успения святые отцы, какое значение они предавали отмечаемым событиям.

Каждый человек вступает в этот мир с известными задатками, которые, можно сказать, наперед предопределяют и его жизнь, и его смерть. Смерть человека – результат этих его природных черт. И если над гробом Богоматери спросить, какая же главная черта была у этой высочайшей личности, то пришлось бы ответить, по мнению св. Димитрия Ростовского, что это было девство. «От юности Своей Она взошла к Богу Духу Святому девственною чистотою, соделавшись живою Церковью и одушевленным храмом Его. По мысли св. Амвросия, «Она была девою не только телом, но и духом Своим». «Дева была телом, соблюдши цвет чистоты Своей нетленным; Дева была и духом, никогда не помыслив о браке». Священникам, хотевшим выдать ее замуж по достижении совершеннолетия, «Она отвечала: «Я отдана родителями от пелен одному Богу, а потому и обещала соблюсти Свое девство вовеки; для Меня невозможно быть сопряженной со смертным человеком, и ничто не может принудить Меня к браку, Деву бессмертного Бога»».

Другой чертой Богоматери было смирение: даже «ученики Христовы имели нужду в обращении к смиренному отрочеству (Мф. 18:3), потому, что стали возноситься в уме своем: одни просят сесть одесную и ошую Христа в царстве Его, другие – помышляют, кто из них больший, — ищут начальства. Но Пречистая Дева не нуждалась в таком обращении. Она была постоянно смиренная от младенчества Своего».

Третьей чертой Пресвятой Девы по мнению св. Димитрия Ростовского, была любовь к Богу. «Как Пречистая дева возлюбила Бога, этого не может никакой язык поведать, но какой ум постигнуть. Любовь есть тайна – одна из неведомых сердечных тайн, известная только Самому Богу, испытующему сердца и утробы… По-человечески могли бы сказать, что Пречистая Дева так возлюбила Бога, как и из нас любит кто-нибудь родителей своих, или единоплотного в супружестве друга своего, или единственного сына своего; но у людей сердечная любовь разделяется на части: особо кто любит родителя, особо друга, особо сына. А в Пречистой Деве Любовь не могла разделиться на части. Тот, Кого Она любила, был Ей и Отцом и единочадным Сыном и нетленным Женихом. Вся Ее всецелая любовь была в Едином Боге».

Если вообще жизнь человека есть приготовление к вечной жизни, то все это особо приложимо к Богоматери. Всеми обстоятельствами и всей обстановкой жизни Она более других готовилась к вечности. Она предвидела время своего ухода и в предчувствии смерти не могла не желать в последний раз увидеть столь близких ей апостолов. Когда желание ее исполнилось, когда увидела она у одра своего апостолов, она воскликнула: «Да будет для меня славою и величием во всех языках земных, что Он собрал ко Мне основания Церкви, князей вселенной, славных служителей Моего погребения… Погребаемая Вами, учениками Его, я буду погребаема руками Самого Сына Моего».

Чувства Богоматери в самый момент смерти св. Отцы представляют под видом приблизительно такой беседы Ее с Сыном: «Простри божественные руки и прими душу матери, Ты, Который на кресте предал дух в руки Отца» (прп. Иоанн Дамаскин).

«Вверь Мне тело Твое, ибо и Я предал Свое Божество Твоему чреву». (св. Герман)

«Если душа, имеющая благодать Божию, оставляя земное, возносится к небу, как это стало ясно из многих примеров, и мы верим сему; то как могло быть не вознесено от земли на небо тело, не только принявшее в себя Сего Единородного и Превечного Сына Божия, неиссякаемый источник благодати, но и родившее и явившее Его?.. И что имеют только облагодатствованные Богом ангелы и люди, — все это совмещает в себе она, и одна лишь преизбыточествует всем несказанно…Она хранилище и обладательница Божества» (cв. Григорий Палама). Такова слава пресвятой Богородицы на небе по преставлении. Столь же велико и блаженство Ее там. «Она достигла истинной Радости всех, Которую несказанно родила в нашем естестве…»(св. Модест).

Ее преставление на небо не менее дало всему миру, всем нам. Для нее с успением открылась возможность мощного ходатайство за мир. «Как живя в сем мире, — говорит, обращаясь к Богоматери, св. Герман, — Ты не была чужда небесных обителей, так и по отшествии Твоем Ты не удалилась от общения с людьми, поскольку явилась небом Всевышнего Бога через вместительную для ношения Его Свою утробу и соделалась для Него духовною землею через вместительное служение плоти Его, так что отсюда нам легко заключать, что как обитая на земле, Ты постоянно была с Богом, так и преставилась от человеческого жития, не оставила сущих в мире».

Апостолы по св. Герману, должны были говорить: «Поскольку во дни странствования в этом мире мы утешались, взирая на тебя, Богородица, как на самого Христа, то недоумеваем о Твоем преставлении. Но так как и божественным поведением плотским влечением матери Ты призвана отойти к Богу, то мы радуемся и тому, что прилично исполняется тобою, и тому, что последует: ибо мы получаем в тебе залог вечной жизни и обретаем в Тебе ходатаицу к Богу.

Будучи такого неизмеримого значения во всех отношениях, событие Успения Богоматери много дает верующим уже одною памятью о нем, праздником в честь его. «Если смерть преподобных» и «память праведнаго с похвалами», то насколько более – память Святейшей святых, через Которую подается всякое освящение святым»(св. Григорий Палама).

Сказанным конечно не исчерпывается внутренняя сторона события и все значение его для нас. «Восхождение Ее обступают облака по видению. (Так и) некая духовная мгла покрывает раскрытие всего в словах о Ней, не позволяя ясно высказать сокрытое понимание таинства (св. Андрей Критский), «а поскольку не свойственно говорить о том, что выше слов, то любовь к Богоматери должно освящать по преимуществу песнопениями» (св. Григорий Палама).

О дивное чудо: Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает: веселися Гефсимание, Богородичен святый доме. Возопием, вернии, Гавриила имуще чиноначальника: благодатная, радуйся, с тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость.(Стихира на Господи воззвах. Служба Успению Пресвятой Богородицы)

Отрывок из книги М. Скабалановича «Успение Пресвятой Богородицы», «Пролог», 2004.

Категория: Праздники | (27.08.2009)
Просмотров: 943 | Теги: успение
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Интернет-журнал

Категории раздела
Жития святых
Праздники
Посты

Форма входа

Поиск


 
Конструктор сайтов - uCoz