Христианство появилось в этих краях ещё в апостольские времена. Территория современной Албании разделялась тогда на две римские провинции: Иллирик и Македонию. Апостол Павел в 55-57 гг. писал: «благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика» (Рим 15:19). Древнее предание считает апостолом этого региона св. Кесаря,– одного из 70 апостолов, который был первым епископом Диррахия (ныне – Дуррес, столица Албании). Во времена императора Траяна (98 – 117 гг.) стал мучеником святитель Астий, епископ Диррахия. После того, как он увидел сон, предвещавший ему близкие страдания и смерть за Христа, святой Астий приказал своим близким скрыться, а сам был арестован по приказу римского наместника Агриколы и подвергнут избиению и бичеванию. Язычники принуждали его...
Святая равноапостольная Мария Магдалина родилась в местечке Магдала на берегу Геннисаретского озера, в Галилее, в северной части Святой Земли, недалеко от того места, где крестил Иоанн Креститель. Когда Господь очистил душу и тело ее от всех грехов, изгнав из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.
Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами-мироносицами, проявляя трогательную заботу о Нем. Став верной ученицей Господа, она никогда не покидала Его. Она, единственная, не оставила Его, когда Он был взят под стражу. Страх, побудивший к отречению апостола Петра и заставивший бежать всех других Его учеников, в душе Марии Магдалины был побежден любовью.
Само имя Илия переводится как «мой Бог - моя крепость» или «Бог есть Господь». Пророк жил при самом нечестивом израильском царе - Ахаве (в 874-852 гг. до н. э.). Тягчайшим грехом царя было то, что в Самарии - столице Израильского царства - он велел поставить жертвенник языческому богу Ваалу. Известно, что в немалой степени насаждению культа Ваала способствовала жена царя, тирская царевна Иезевель. Однажды Илия пришел к царю и прямо объявил, что Ахав прогневил Господа своей грешной жизнью. «В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову», - сказал Илия. Поверил царь пророку или нет, неизвестно. Однако в Израильском царстве действительно началась сильная засуха, а следом за ней и голод.
Наша страна и Православие в сознании многих тесно связаны между собой. Если Русь, то непременно «Святая», если русский - то обязательно православный (кстати сказать, и по сей день, например, крымские татары отождествляют славянскую внешность с православной религией).
988 год - крещение Руси. Эта дата есть во всех учебниках истории, а само событие часто воспринимается несколько примитивно: крестился князь Владимир - повелел окрестить русичей в Днепре - все окрестились и стали христианами.
Наверное, немногие смогут описать даже свой путь к вере так просто и определенно. Что уж говорить о целом народе?
Князь Владимир, крестивший Русь, был внуком святой равноапостольной княгини Ольги. Сложно сказать, насколько это повлияло на его выбор.
Тысячами со всех концов России тянутся уже проторенной народом тропой богомольцы поклониться честным мощам угодника Божия с теплой верой в могучее предстательство на небесах прославленного ныне Церковью молитвенника о душах наших. Толки о радостном событии невольно вызывают в памяти картины давно-давно минувших дней моего детства: прошедшее словно оживает передо мною, и в воображении рисуется ярко образ подвижника Муромских лесов, каким мне досталось великое счастье видеть его около трех четвертей века тому назад. Вероятно, очень немного нового прибавят мои воспоминания к тому, что уже известно о житии и подвигах преподобного Серафима...
И еще - что в церковном календаре Андрей Рублев называется преподобным, т. е. святым из монашествующих, который своими подвигами и святостью жизни стяжал высшее нравственное достоинство.
Что же нам известно о жизни великого мастера, творения которого (и в первую очередь «Троица») стали образцом для многих иконописцев, живших после него?
Это может показаться странным, но «Жития» Андрея Рублева не существует. Сведения о его жизни мы черпаем в основном из летописей.
Где, когда и в какой семье родился будущий иконописец, сказать нельзя. Кто-то утверждает, что он был родом из Твери, кто-то - что из села Радонеж, родины преподобного Сергия, кто-то - что был коренным москвичом. В «Сказании об иконописцах» Андрей Рублев назван Радонежским, из-за чего можно предположить, что Радонеж и был его местом рождения, но это только догадка.
Родиться он мог и в самом конце XIV века, и чуть раньше.
Это началось с самого детства. «Николай» переводится как «победитель народов». Такое имя годится для воина, но не для кроткого раба Божия, чье сердце полно любви и сострадания. Борьба в жизни Николая была, только не с людьми, а с демонами. Против бесов «воин Христов» воевал беспощадно, разрушая языческие храмы и сокрушая изображения идолов.
В «Житии» говорится, что Николай был предназначен для служения Богу еще до своего рождения. Во младенчестве он вел себя не так, как обычные дети. Подобно строгому монаху-постнику, святой соблюдал среду и пятницу и в эти дни вкушал материнское молоко только после вечерних молитв родителей. В юности Николай, как замечает автор «Жития» скорее напоминал старца. Ему были чужды забавы сверстников, карьера, девушки.. Все свое время он проводил в храме, углубленный в молитву и чтение книг.
Когда читаешь «Житие», информация об этом проходит как бы стороной: почти все святые уже во младенчестве «держали» пост и стремились уйти от мирской суеты. А вот если бы такой Николай жил сегодня, отнеслись бы мы к нему с уважением?
Мария царицей не была, а кем были ее родители, неизвестно. Когда девочке исполнилось 12 лет, она решила, что все, хватит жить с родителями, пора начинать самостоятельную взрослую жизнь. Кого из тех, кто сейчас читает этот текст, хоть раз не посещала подобная мысль? Возраст Марии может вас не смущать - на Востоке выдавали замуж гораздо раньше, чем сейчас, соответственно раньше человек начинал считать себя взрослым.
Мария ушла из дома и направилась в большой город - Александрию (многим она известна из-за знаменитой библиотеки). Александрия - это город-порт. Значит, жизнь там шла очень бурная и разнообразная. Моряки и купцы привозили вещи, а главное, новости буквально со всего света. Кто-то прибывает, кто-то уезжает. Кто в таких условиях будет следить за молодой девушкой? Да и девушке фактически не перед кем отвечать за свое поведение: тот, кому сегодня ее судьба вдруг перестанет быть безразличной, завтра может уплыть на корабле далеко на Восток или на Запад и вновь появиться в Александрии через несколько лет.