По благословению
Преосвященнейшего Владимира,
епископа Кременчугского и Лубенского
Понедельник, 20.11.2017, 14:51

Приветствую Вас Гость | RSS
ГлавнаяСвт. Иоанн | Доброе кино
Меню сайта

Каталог фильмов

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 162

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

  
 
  
Главная » Общество » Актуальные вопросы

Анонимность в интернете: взгляд священника
 
«Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным,
и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу»

(Мк 4:22)

Интернет как информационная среда и средство общения все глубже входит в нашу повседневную жизнь, безжалостно вытесняя привычные СМИ и устанавливая новый для социума этикет сетевого общения. Если для радио потребовалось тридцать восемь лет для достижения аудитории в пятьдесят миллионов человек, для телевидения – тринадцать, то интернет преодолел этот барьер всего за пять лет и в ближайшей перспективе объединит в себе все виды СМИ и связи. Соответственно вопросы об этике поведения индивидуума в интернете, формирования адекватной сетевой идентичности, правильной самопрезентации в виртуальном пространстве переходят для человека XXI века в разряд первостепенных.

Одним из феноменов интернета является относительная анонимность пользователя. Хорошо это или плохо – быть абсолютным невидимкой или человеком в маске на просторах киберпространства? Допустимо ли для христианина использовать средства маскировки IP адреса, создавать альтернативные сетевые идентичности или, оставаясь собой, тем не менее, скрывать свой статус в реальной жизни, подлинное имя под псевдонимом?

От поверхностного взгляда на право анонимности нас предостерегает Священное Писание. Вспомним, что сам апостол Павел по причине предвзятого к нему отношения написал послание к Иерусалимским и Палестинским евреям инкогнито, без обычного написания имени, обращения и приветствия с наименованием Церкви, которой это послание предназначалось. Именно вследствие анонимности автора западное Христианство лишь в 393 г . под влиянием блаженного Августина включило это послание в Новозаветный канон. Ангел, боровшийся с патриархом Иаковом (Быт.32,29), отказался назвать своё имя; точно так же сохранил инкогнито и ангел, явившийся Маною (Суд.13,18). Итак, уважительные причины не идентифицировать себя в принципе существуют.

Сетевая анонимность позволяет создавать альтернативные идентичности, творя некий произвольный образ и превращая своё пребывание в киберпространстве в «театр одного актера», череду иногда очень злых мистификаций вплоть до смены пола. Она даёт возможность полностью управлять при определенной сноровке и опытности производимым впечатлением о себе, что вообще есть уникальное отличие Сети от реальности. Причины такого поведения могут быть следующие: неудовлетворенность своим социальным статусом или внешним обликом (чаще всего подобные обманы встречаются на сайтах знакомств и в чатах) в реальной жизни; действие извращенной блудной похоти (при «операции» по виртуальной смене пола); желание развлечься через введение в заблуждение прочих пользователей Сети, посмеяться над ними. Я не могу считать подобные причины уважительными, такая анонимность с моей точки зрения – злое и бессмысленное актерство, недостойное христианина.

Странным и подозрительным кажется поведение человека, который, стараясь скрыть свой уникальный IP адрес, прибегает к сложным схемам построения цепей из анонимных серверов. Это либо очевидная паранойя по мотивам братьев Вачовски, либо маскировка преступника. Ведь для обеспечения жизненно необходимой защиты информации о себе при серфинге в Интернете вполне достаточно настроить обозреватель на высокую степень конфиденциальности; можно также установить специальную защитную программу – межсетевой экран; в крайнем случае, воспользоваться специальными сайтами – анонимайзерами.

Православие рассматривает личность не как статический образ, но как открытую, всегда находящуюся в динамике формирования, творческом росте, усваивающую новые ценности структуру. Социально – культурная среда (сегодня это и киберпространство) является важнейшей сферой формирования человеческой личности. Поэтому у анонимности в Сети есть и уважительная причина: поиск самого себя, уточнение своего внутреннего содержания через интернет – общение. Человек может последовательно завести несколько анонимных блогов в социальных сетях, один из которых будет, скажем, его визитной карточкой, а остальные – некими альтернативными идентичностями, виртуальными проекциями, при помощи которых он будет искать правильный образ соответствия самому себе. Кстати, внезапная ликвидация многих интернет – дневников имеет под собой именно эту причину: человек вдруг интуитивно почувствовал, что это не он в Сети, ощутил ложное движение и ликвидировал свою страничку. Наоборот, успешная самопрезентация и точное попадание в собственный образ (пусть и субъективное), как правило, побуждают со временем снять маску анонимности и обозначить себя более полно.

Удивительное многообразие форм и красок в созданной Богом неживой и живой природе подталкивает нас к мысли о том, что мы можем использовать все доступные возможности для яркого и оригинального самовыражения. Человек свободен использовать любые методы в границах определенного Богом для того, чтобы явить себя как личность, индивидуальность. Киберпространство предоставляет возможности самоактуализации с избытком. Поэтому наряду с официальным блогом известного в Сети пользователя могут сосуществовать и его анонимные варианты, где он, скажем, публикует свои наивные и любительские стихи или прозу, опасаясь насмешек и флешмобов; пробует себя как философ или богослов. Подобная анонимность тоже, на мой взгляд, оправдана и понятна. Только бы творческое развитие личности не превратилось в банальное приспособленчество под требования аудитории.

На мой взгляд, человек, безусловно, имеет полное право на сохранение определенной конфиденциальности в киберпространстве, скрыв себя от тысяч любопытных взглядов; имеет право в определенные моменты быть инкогнито. Однако, необоснованная анонимность, да еще под маской альтернативной идентичности, не может привести ни к чему хорошему: у человека быстро снижается социальная и психологическая ответственность в процессе общения, проявляется небрежное отношение к собеседнику, ненормативность и девиантное поведение, так как риск ответить за свои поступки минимален. Например, троллинг (вброс провокационных, нарочито грубых или оскорбительных сообщений с целью вызвать конфликт и получить от этого удовольствие, «лулзы») вообще несовместим с православной этикой, построенной на основе уважения человеческого достоинства, милосердии и сострадании и, на мой взгляд, есть демоническая деятельность, тяжкий грех.

Завершить свои размышления на тему анонимности в интернете я бы хотел цитатой премудрого Соломона: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Екк.12:13-14)

Игумен Спиридон (Баландин) Насельник Иоанно-Богословского Макаровского монастыря

http://www.pravmir.ru

 

Категория: Актуальные вопросы | (18.10.2009)
Просмотров: 1127
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Интернет-журнал

Категории раздела
Актуальные вопросы
В мире

Форма входа

Поиск

Корзина
Ваша корзина пуста


 
Конструктор сайтов - uCoz