По благословению
Преосвященнейшего Владимира,
епископа Кременчугского и Лубенского
Среда, 17.04.2024, 02:22

Приветствую Вас Гость | RSS
ГлавнаяСвт. Иоанн | Доброе кино
Меню сайта

Каталог фильмов

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 163

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

  
 
  
Главная » Святитель Иоанн » Житие

Краткое жизнеописание продолжение
 
За духовное подвижничество и благочестивую жизнь Господь не дал владыке Иоанну до конца пребывать в догматических заблуждениях. Со временем святитель пришел к твердому негативному отношению к красной безблагодатной "церкви МП", ее "духовенству" и "монашествующим". По некоторым сведениям, это отношение простиралось до того, что он даже запрещал своим духовным чадам находиться с красным "попом" или "монахом" под одной крышей. Такая перемена, однако, не пришла сразу. Уже будучи в Европе, в 50-е годы прошлого века, архиеп. Иоанн продолжал состоять с "патриархом" Алексием в переписке (есть свидетельства, что эти письма владыки Иоанна находятся в архивах МП). В это же время архиепископ Иоанн написал работу "Русская Зарубежная Церковь" (очевидно дополненную, но никак не исправленную в 1964-1965 гг.) , в которой отступники иерархи МП причисляются к Матери Церкви, хотя и не признаются за законное Церковное возглавление, и ни слова не говорится об Истинной Церкви в катакомбах.

"Русская Зарубежная Церковь, уже не состоявшая в подчинении Митрополиту Сергию и его Синоду, осталась в прежнем отношении к ним, т.е. не признавала их. Однако, она ощущала себя духовно единой со страждущей Матерью Церковью и по-прежнему возносила моления за нее и за страждущих братьев." - Это заявление, настолько парадоксальное с канонических позиций и столь характерное для РПЦЗ (избегавшей определения сергиан как очевидных раскольников) особенно удивительно у св. Иоанна, во многих других случаях скрупулезно следовавшего канонам св. Церкви. Однако, нужно помнить, что глубина падения советских иерархов стала известной лишь в самое последнее время, после распада коммунистического государства, в результате опубликования многих недоступных раньше документов.

(Филиппины). Сзади - Церковь лагеря.      С приходом к власти коммунистов, pyccкие в Китае были вынуждены опять бежать, большинство из них через Филиппинские острова. В 1949 г. почти 5000 беженцев из Китая находилось в лагере Международной Беженской Организации на острове Тубабао. Жили они в палатках, в самых примитивных условиях. Сюда же были перевезены все дети приюта, были и старики и больные. Беженцы жили постоянно под угрозой страшных ураганов, так как остров находится на пути сезонных тайфунов, которые проходят через эту часть Тихого океана.

Во время 27-ми месячного периода жизни русских в лагере остров только раз был под угрозой тайфуна, который, однако, переменил курс и обошел остров. Святитель каждую ночь обходил весь лагерь и осенял его крестным знамением со всех четырех сторон. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку "ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь". После того, как лагерь был почти весь эвакуирован, и люди разъехались по разным странам, налетел страшный тайфун и разрушил оставшееся до основания.            

Неоднократно приходилось св. Иоанну являться перед представителями гражданской власти, чтобы хлопотать о благополучии русских беженцев. Свят. Иоанну посоветовали лично прибыть в Вашингтон и просить, чтобы все проживающее в лагере смогли переехать в Америку. Он полетел в Вашингтон и, вопреки всем человеческим препятствиям, добился того, что американские законы были изменены, и исход его паствы был осуществлен. Во время этого визита в столицу США 11 сентября 1949 года, в праздник Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи владыка Иоанн основал там приход, который ныне располагается в Свято-Иоанновском соборе, в г. Вашингтоне.

В 1951 г. свят. Иоанн был назначен возглавлять Западно-Европейскую Епархию. С этого времени он постоянно разъезжал по всей Европе, служил Божественную литургию по-французски, по-голландски, как прежде служил по-гречески и по-китайски, а позднее - по-английски. О нем писали из Парижа: "Он живет уже вне нашей плоскости. Недаром говорят, что в одной из парижских католических церквей, священник сказал, обращаясь к молодежи: "Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. К чему вам теоретические доказательства, когда сейчас по улицам Парижа ходит живой святой Saint Jean Pieds Nus (святой Иоанн Босой)".

Свят. Иоанн собирал сведения о древних святых, почитавшихся еще до отпадения латинян от Православия, но забытых на Востоке. По его предложению почитание их было возстановлено и их имена внесли в Церковный календарь.   

Зная многие языки (кроме русского и сербского, он достаточно свободно говорил по-французски и по-немецки и мог читать и общаться на английском языке), и являя собой пример духовной благочестивой жизни, свят. Иоанн осуществлял миссионерское служение в Европе и привлек к Православию многих французов, голландцев и других европейцев. [8]

 Владыку знали и высоко чтили во всем мире. В Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия "Русского Архиепископа". Во всех европейских больницах знали об этом Епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь. Его звали к одру тяжело больного - будь он католик, протестант, православный или кто другой - потому что, когда он молился Бог был милостив.     

В парижском госпитале лежала больная раба Божия Александра и Епископу сказали о ней. Он передал записку, что приедет и преподаст ей Святое Причастие. Лежа в общей палате, где было примерно 40-50 человек, она чувствовала неловкость перед французскими дамами, что ее посетит православный епископ, одетый в невероятно поношенную одежду и к тому же босой. Когда он преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: "Какая Вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живет в Версале, и когда ее дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит Епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно поправляются. Мы зовем его святым".

Дети, несмотря на обычную строгость Владыки, были ему абсолютно преданы. Существует много трогательных историй о том, как блаженный Архиепископ непостижимым образом знал, где может быть больной ребенок и в любое время дня и ночи приходил утешить его и исцелить. Получая откровения от Бога, он многих спасал от надвигающейся беды, а иногда являлся к тем, кому был особенно необходим, хотя физически такое перемещение казалось невозможным.

Осенью 1962 г. свят. Иоанн прибыл на свою последнюю кафедру (это случилось в день Праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, как и много лет назад, когда он прибыл на свою первую кафедру). Вначале он оказывал помощь состарившемуся и заболевшему Архиепископу Тихону, а после его кончины (17-го марта 1963 г. ст. ст.) свят. Иоанн стал правящим Архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским. Святитель опять прибыл в недостроенный храм, посвященный памяти Пресвятой Богородицы, и опять, как и в Китае, нестроения терзали епархию. Прежде всего необходимо было возобновить и завершить совершенно приостановленное (в связи с недостатком средств и разногласиями, парализовавшими церковную общину) строительство нового кафедрального собора Пресвятой Богородицы "Всех Скорбящих Радости".

В 1954 г. при поддержке владыки Иоанна в Сан-Франциско, куда переехали многие из Шанхайской паствы святителя, была создана церковная корпорация Общества Пресвятой Девы (Holy Virgin Community, Inc.) для сбора средств и постройки нового собора. Однако в конце 1961 г. Архиепископ Антоний Лос-Анжелесский [9], принявший тогда управление епархией, остановил строительство и распустил строительный комитет. В это же время, при его участии был избран новый Приходской совет, состоявший из поддерживающих его лиц - инициаторов остановки строительства, обвинявших предшественников в неправильном обращении с денежными средствами. Уже после того, как Архиепископ Антоний был перемещен обратно в Лос-Анжелес, он часто приезжал в Сан-Франциско и консультировался с членами этого совета.

После назначения на кафедру, владыка Иоанн ознакомился с финансовой документацией приходского совета и счел нужным изъять ее у этих лиц и хранить в месте, доступном для всех прихожан, у свечного ящика.

На Фомину Неделю 1963 г. святитель выступил с призывом к прихожанам о продолжении строительства собора и об общем собрании прихода (правомочном для переизбрания приходского совета). Немедленно после этого, члены совета, поставленного при правлении Архиепископа Антония Лос-Анжелесского, отправили в Синод подметное письмо, в котором святитель Иоанн обвинялся в прокоммунистических взглядах. Через несколько дней святитель был вызван на заседание Синода (как постоянный его член), в ходе которого он был удален с заседания, и в его отсутствие, в нарушение церковных канонов, в результате согласованных действий епископов, неприязненно относившихся к святителю, неполным составом Синода было принято решение об отзыве его с кафедры в Сан-Франциско. На запрос святителя о результатах голосования, убедительного ответа, подтверждающего решение Синода, дано не было. Однако это решение было немедленно передано членам Приходского совета в Сан-Франциско.

Решение Синода вызвало бурю возмущения в приходе, большинство которого состояло из Шанхайской паствы святителя. В Синод, из Сан-Франциско в Нью-Йорк была послана делегация с требованием отменить решение, в чем ей было отказано.

В результате длительной беседы святителя по телефону с митрополитом Анастасием, и благодаря влиянию митрополита, святителя Иоанна временно, на 6 месяцев, оставили на Сан-Францисской кафедре. Святитель объявил о созыве собрания и переизбрании Приходского совета. Немедленно из Синода стали приходить письма и телеграммы, имеющие целью воспрепятствовать переизбранию приходского совета. Между тем, члены действующего приходского совета подали в суд иск на владыку Иоанна и на Приходской совет, бывший до их выдвижения при участии владыки Антония, с обвинениями в растрате церковных средств. Однако, после первых консультаций в суде, запрет на проведение перевыборов, на котором настаивали истцы, был снят. Одновременно согласие на проведение выборов было получено по телефону от митрополита Анастасия. Через несколько дней приходской совет был переизбран.

Однако предстоял еще суд. В Сан-Франциско прибывали как сторонники владыки Иоанна (епископ Савва Эдмонтонский, архиепископ Леонтий Чилийский, епископ Нектарий Сеаттлийский), так и его противники: епископ Серафим Венесуэльский, архиепископ Виталий Монреальский (нынешний Первоиерарх РПЦЗ, потом при нем произошло прославление владыки Иоанна в лике святых; совсем недавно Господь попустил вл. Виталию самому претерпеть судебное преследование со стороны архиереев своего бывшего Синода) и о. Георгий Граббе, секретарь Синода (позже - епископ Григорий; вскоре после избрания вл. Виталия Первоиерерхом РПЦЗ, митрополит удалил епископа Григория от дел в Синоде).              

 Вл. Виталий и о. Георгий принимали активное участие в этом судебном процессе на стороне истцов - приходского совета архиепископа Антония (поправ при этом церковные каноны, предписывающие, чтобы церковные конфликты решались внутрицерковно). Они проводили неоднократные встречи с адвокатами истцов и выступали в суде от имени Синода против нового приходского совета.

Судьи, однако, были настроены решить дело мирно, и постановили, что гражданский суд не имеет власти решать, насколько правильно были проведены церковные выборы. Проведенная ревизия финансовых дел прихода не обнаружила никаких злоупотреблений. После суда владыка Иоанн написал подробный рапорт в Синод, содержавший протест против незаконных действий проводимых от имени Синода и Первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия и воззвание к Архиереям Зарубежной Церкви. В августе 1963 г. Синод РПЦЗ восстановил владыку Иоанна в статусе правящего архиерея Сан-Францисской епархии. Немедленно возобновилось строительство собора.

Однако мир в Сан-Франциско не был восстановлен. Проигравшая сторона стала подавать все новые и новые иски. Одна за другой длились тяжбы, судебные разбирательства, в которые вовлекали владыку; нестроения в епархии пытались распространить на всю Зарубежную Церковь. (Суды и допросы вл. Иоанна все еще продолжались даже в 1965 г.) Святителю Иоанну пришлось претерпеть клевету и даже оплевание от своих врагов. Владыка тяжело переживал несогласие, но продолжал и молитвенный подвиг и неустанное наблюдение за строительством, воодушевляя всех на жертвенность и труд. Он сильно изменился внешне, близкие его видели, сколь губительно сказывается на нем судебное преследование. Но он всегда и все претерпевал с кротостью и покрывал любую ненависть любовью. В то время его кто-то спросил, кто виноват в церковной смуте? Святитель ответил: диавол.

При этом он успевал быть и посреди культурной жизни русской эмиграции в Сан-Франциско и оказывать помощь своим духовным детям, где бы те не находились. В эти годы обратился в Православие Евгений Роуз (будущий иеромонах Серафим, американец, известный свое монашеской подвижнической жизнью). По свидетельству Д. А. Ланжерона, тогда - секретаря святителя Иоанна и крестного отца Евгения (Роуза), "Благодать и любовь этого человека [св. Иоанна] привела Евгения к новой жизни." [10]

Шестидесятые годы 20 века были временем настоящего духовного и культурного "Ренессанса" русской эмиграции в Сан-Франциско. Там собрались многие выдающиеся личности, священнослужители, писатели, художники. Центром этого расцвета был св. Иоанн, а также несколько выдающихся епископов, связанных с духовными традициями Руси. Было огромным счастьем общаться с ними! Архиепископ Иоанн начал выпускать Епархиальный бюллетень (Церковный Вестник), а меня благословил быть его первым редактором. Затем Евгений стал его редактором, здесь же он опубликовал свои первые статья, которые немедленно раскрыли его литературный талант и его особый слить изложения, который проникал в самое сердце читателя. Архиепископ Иоанн специально для Евгения открыл богословские курсы. Как только Евгений закончил их, занятия прекратились! Мои друзья, братья Заварины, организовали домашние встречи так называемых "умолюбцев", которые имели философский, а также религиозный и литературный уклон. Приходил туда и Евгений, рассказывал о своих взглядах. Приходил профессор Иван Концевич, брат епископа Нектария. Он был одаренным и широко признанным богословом. Приходили многие преподаватели университета Беркли. Беседы затягивались далеко за полночь. Среди обсуждавшихся тем были: Гегель, Кант, Достоевский, профессор Иван Ильин, границы между наукой и религией и т.п. [10]

Когда в 1964 г. старец Митрополит Анастасий, которому был 91 год, изъявил желание уйти на покой и попросил Архиерейский Собор РПЦЗ избрать ему преемника, то епископы разделились на две партии - одна хотела в архиереи св. Иоанна, другая - архиеп. Вашингтонского Никона (Рклицкого) - тоже ученика Митр. Антония и автора его многотомного жизнеописания. Голосование не давало никому преимущества и тогда, после ночной молитвы святитель Иоанн обратился к младшему из архиереев - епископу Бризбенскому Филарету (Вознесенскому), всего за год до того вырвавшемуся из коммунистического Китая и совсем недавно хиротонисаному во епископа, с просьбой принять на себя управление Церковью.

Это предложение святителя Иоанна поддержал митрополит Анастасий. Архиереи единогласно избрали Митрополитом святителя Филарета, достойно потом управлявшего Русской Зарубежной Церковью и прославленного Господом. Святитель Иоанн сам всегда первым подавал пример почтения к новому Митрополиту и уважению его решений.

В 1964 г. строительство самого большого храма Русской Зарубежной Церкви в Америке, украшенного 5 золотыми куполами, было, в основном, закончено. Воздвижение огромных крестов, величественно видимых при плавании в Сан-Францисском заливе, было предварено торжественным крестным ходом (более мили) при огромном стечении народа. Крестный ход чуть было не был отменен из-за дождя, но Святитель уповая на помощь Божию вышел с паствой и с пением, крестным ходом пошел по мокрым улицам города. Дождя как не бывало. Перед новым собором освятили кресты и, при воздвижении главного креста, просияло солнце и его лучи заиграли на золоте воздвигаемых крестов.

Это видимое торжество возносящихся православных крестов, символов Христовой победы, над холмами современного Вавилона, где уже открыто проповедовался сатанизм, было завершительным победным событием в жизни Святителя на земле (При этом некоторые даже утверждают, будто бы они видели, что сразу после воздвижения на этом ярко блестящем знамении Христа почил белый голубь).

Сопровождая чудотворную Курско-Коренную икону Пресвятой Богородицы в Сеаттл, Святитель Иоанн, 19-го июня (ст. ст.) 1966 г., отслужив в тамошнем Николаевском соборе Божественную литургию, оставался еще 3 часа в алтаре. Затем, навестив с чудотворной иконой духовных чад около собора, он проследовал в комнату церковного дома, где он останавливался. Вдруг послышался шум и прибежавшие увидели, что Владыка лежит на полу и уже отходит. Его посадили в кресло, и он предал душу Богу. Прекратился тогда и его необыкновенный подвиг сверхъестественной тяжести лишения себя отдыха и сна. Его положили на находящуюся там кровать, блаженное ложе, давшее ему после 40-летнего воздержания покой и сон.

24 июня (ст. ст.) в соборе Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости в Сан-Франциско состоялось торжественное отпевание, которое началось в 6 часов вечера и закончилось, вследствие множества людей, прощавшихся с почившим архипастырем, лишь в первом часу ночи.

Возглавлял отпевание Митрополит Филарет в сослужении Архиепископов Леонтия, Аверкия, Епископов Саввы и Нектария с сонмом духовенства. Никто из участников этого поразительного по своей умилительности и возвышенному молитвенному настроению отпевания не забудет его. Несмотря на глубокую скорбь безчисленных почитателей Святителя Иоанна, над всем преобладало охватившее всех молящихся какое-то особенное радостное чувство.         

Шесть дней лежало тело Святителя в открытом гробу и, несмотря на жаркую летнюю погоду, не ощущалось от него ни малейшего запаха тления, и рука его была мягкой, неокоченевшей. "Явное нетление!" - писал позже Митр. Филарет, и добавил: "Но этого мало. Одна благочестивая женщина, достойная полного доверия. рассказала следующее. Владыка Иоанн, знающий ее 12 лет, часто навещал ее для духовной беседы. И вот. в мае этого года. когда Владыка по обычаю зашел ее навестить, он ошеломил ее словами: 'я скоро умру, в конце июня' (нового стиля Владыка не признавал), и - что еще поразительнее - сказал: 'умру не в Сан -Франциско, а в Сиэтле - туда приеду и там умру'...

А другая набожная женщина рассказала о своем сне Перед самой кончиной Владыки, она видит сон. Видит себя стоящей в новом соборе; подходит Владыка, говорит ей: 'идем' - и ведет куда-то глубоко вниз. пока они не пришли в темную комнату в подземелье. Тут Владыка остановился и сказал: 'вот мой дом.' Она запомнила этот сон - и была потрясена, когда похоронная процессия опустилась вниз и внесла гроб в точно ту самую подвальную комнату - усыпальницу, которую Владыка показал ей во сне. Могу и от себя сказать, что в последний раз, когда Владыка был на заседании Синода, и я отслужил напутственный молебен ему, отъезжавшему со Св. Образом в Сан Франциско, Владыка попрощался со мной совсем не по обычному. Вместо того, чтобы взять кропило и окропить себя, как делает архиерей, он смиренно низко склонившись, попросил, чтобы я его окропил, после чего, вместо обычного взаимного целования рук, крепко взял мою руку, ее поцеловал и резко отдернул свою. Я погрозил ему пальцем, и мы оба улыбнулись. Тогда это у него вышло очень трогательно, но особого значения я не придал этому, а теперь мне думается, что он действительно прощался со мной - больше мы не виделись. Да упокоит Господь с праведными нашего великого молитвенника."

По блаженном преставлении своем, Святитель Иоанн, как и при жизни, подавал обращающимся с верою к нему исцеления и чудесную помощь. Люди в тяжелый момент жизни, когда никакие земные силы не в состоянии были помочь беде, обращались к ходатайству его перед Господом. Присылаемые письма, так же как и записочки с именами, клались под митру на гробнице Святителя, и многие получали ожидаемую помощь.

Многим Владыка являлся во сне, то в ослепительном сиянии, то с таинственным вещанием. Но самое поразительное его явление было многолетней начальнице св. Тихоновского Приюта М. А. Шахматовой, которая вскоре сама умерла: "4 сентября 1966 года, в 6 ч. утра, вижу сон. Идет большая процессия из собора к приюту, заполнив всю улицу 15 Авеню и Балбао, несут хоругви, образа и гроб нашего Архиепископа Иоанна с пением стихов. Я стою на крыльце дома и волнуюсь, думаю, как будет неудобно вносить гроб по лестнице в дом, но прислужники и наши воспитанники так приподняли, что гроб как на волнах моря житейского прямо пронесли мимо меня, где я заметила, что покров и митра зашевелились. Я же тогда обращаюсь к толпе народа и говорю: 'Господа, Владыка живой!'      

Гроб внесли в дом. Дальше вижу, Владыка выходит из своей комнаты в рясе и фиолетовом омофоре и епитрахили, с елеем в руках, подходит к царским вратам и говорит народу: 'Я вас всех сейчас буду елеем помазывать, подходите с благоговением.' Народ битком подходит... Получив елеопомазание, расходится. Я вижу, что надо и мне подходить, размышляю, что это должна я принять с благоговением... Владыка начал помазывать меня и два раза сказал: 'Скажите народу, хотя я и умер, но я жив.'"

Осенью 1993 г. Архиепископу Западно-Американскому и Сан-Францисскому вместе с комиссией, составленной из двух еще архипастырей, Архиерейским Синодом поручил освидетельствовать останки свят. Иоанна. Вечером 28-го сентября (ст. ст.) после панихиды, отслуженной членами комиссии в усыпальнице свят. Иоанна, с молитвою открыли гроб. Лицо Святителя было закрыто, и все сразу обратили внимание на его нетленные руки. Помолившись, Архиепископ Антоний снял с лица Святителя воздух, и все увидели нетленный лик Богом прославленного святого. В этот момент, ощущалось необыкновенное спокойствие и благоговейная тишина. [11]

Прославление Святителя Иоанна совершилось на радость всем христианам 19 июня (ст. ст.) 1994 г., в годовщину его блаженной кончины. Множество людей, приехало со всего света на это незабываемое торжество.

В эти страшные дни всеобщего отступления от Бога Господь не оставил Своих людей и послал им великого ходатая. Ныне предстоит престолу Всевышнего мужественный защитник Церкви Христовой; подвижник и аскет по преданиям святых столпников, берущих на себя строжайшее самоумерщвление; странник здесь на земле, превосходящий собой мудрость мipa сего; пастырь добрый и любящий, положивший душу свою за овцы своя; учитель и воспитатель православной молодежи; целитель и безсребренник; апостол и миссионер; глубокий богослов, тайновидец и святитель вселенского значения, который неуклонно следовал тому, что обещал пред Богом и людьми в своей речи при наречении его во епископа: "Какую большую пользу можно принести ближнему, чем подготовить его к вечной жизни..."

По молитвам у его нетленных мощей люди укрепляются в вере, получают исцеление, утешение, духовные силы. Святитель Иоанн, после многих подвигов, волнений, скорбей, которые он претерпел за Христа и Его Правду, пристал к тихому небесному пристанищу, где, сорадуясь с ангелами, славит Отца и Сына и Святаго Духа, Единого в Троице Бога. Молитвами Святителя отца нашего Иоанна, да сохранить Господь Бог и нас, грешных, от всякого зла, да укрепит нашу веру и да поможет нам идти истинным путем ко спасению.

По книгам: "Святитель Иоанн (Максимович) и Русская Зарубежная Церковь". Джорданвилль. 1996;

Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский) "Блаженный Иоанн Чудотворец"

и др. источникам.

При описании церковного конфликта в Сан-Франциско использованы материалы газет

San Francisco Chronicle и San Francisco News Call Bulletin за 1963 г. и рапорт святителя Иоанна Архиерейскому Синоду, представленные на узле http://www.saintjohnwonderworker.org/

 

1. Постановление Святейшего Патриарха, Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета от 7/20 ноября 1920г. № 362 (Знаменитый Указ № 362 )

2. Епископ Иоанн Шанхайский. Письмо архиепископу Пекинскому Виктору от 31 июля 1945 г. // Архив ОВЦС, дело № 24. Цит. по [3]

3. Поздняев Д., свящ. Принятие юрисдикции Московского Патриархата и церковный раскол в Шанхае. // "Альфа и Омега". 1997. № 2(13)

4. Патриарх Московский Алексий I. Телеграмма митрополиту Харбинскому Мелетию от 7 декабря 1945 г. // Архив ОВЦС, дело № 39. Цит. по [3]

5. Архиепископ Иоанн Шанхайский. Послание православной пастве Шанхайской, 2 августа 1946 г. Шанхай. Цит. по [3]

6. Недавно было опубликовано важное свидетельство о событиях, происходивших в те годы в Шанхае и об истинном отношении владыки Иоанна к попытке советского захвата там Русской Зарубежной Церкви. Мы его перепечатываем на нашем узле.

7. Аpхиеpеи на Дальнем Востоке были вовлечены в юpисдикцию Патpиаpха Алексия путем обмана о якобы коpенной пеpемене положения pелигии в России, смеpти Митpополита Анастасия и ликвидации Заpубежной Цеpкви. <...> Что касается Аpхиепископа Шанхайского Иоанна, то <...> он мог с большей осторожностью отнестись к ложным сведениям из Москвы. Он никогда не переставал поминать Митpополита Анастасия и, сразу же по получении от него телеграммы, полностью восстановил свое каноническое к нему отношение. [епископ Григорий (Граббе) Неправильный ответ. // в сб. Завет святого патриарха. М., 1996.]

8. Неоднократно приходилось видеть обвинения в адрес владыки Иоанна в том, что он создавал внутри РПЦЗ церковные группы в которых богослужения проводились по григорианскому календарю и окормлял новостильников.

Действительно, покойным Аpхиепископом Иоанном были приняты уже сорганизованные группы французов и голландцев, у которых жизнь шла по новому календарю и с новой пасхалией. Однако, Собоp с этим не согласился и добился того, что они отказались от последней. Даст Бог, голландцы со временем перейдут к старому стилю, как это уже сделали французы, принадлежащие к нашей Церкви, чтобы не отличаться от остальных ее чад. Но уместно ли <...> упрекать нас за миссионерскую снисходительность к новообращенным? [епископ Григорий (Граббе) Там же]

Таким образом, Синод РПЦЗ при приеме этих групп рассматривал их жизнь по новому календарю как состояние временное, переходное. Для этих групп с участием владыки Иоанна были поставлены епископы, которые, к сожалению, не смогли устоять в Истинной вере:

Еп.Феофил (Ионеску) Детройтский. Поставлен в 1954 г. для румынских новостильных приходов в Сев. Америке, подчинявшихся Синоду РПЦЗ. Покинул РПЦЗ, уйдя в Американскую Митрополию.

Еп. Иоанн-Нектарий (Ковалевский) Сен-Денийский. Поставлен в 1964 г. вл. Иоанном и еп.Феофилом Детройтским для Галликанской новостильной Церкви. В 1967 г. Иоанн-Нектарий вместе со своими приходами перешел в МП, затем в Румынский новостильный Патриархат.

Еп.Кирилл (Ионев) Торонтский. Поставлен в 1964 г. влл. Иоанном и Аверкием (Таушевым) для болгарских новостильных приходов в Сев. Америке, подчинявшихся Синоду РПЦЗ. В 1976 г. Покинул РПЦЗ и перешел в Американскую Митрополию.

Еп. Иаков (Аккерсдийк) Гаагский. Поставлен в 1965 г. для Голландской новостильной Церкви. В 1971 г. Иаков ушел в МП.

9. По заявлениям группы, именующей себя "Русская Катакомбная Церковь Истинно Православных Христиан", возглавляемой неким "епископом Амвросием Готфским (Сиверсом)" и выпустившей тенденциозную и скандальную статью "Прославлен ли у Бога Архиепископ Иоанн (Максимович)? (Материалы к деканонизации)", Архиепископ Антоний даже после прославления не признавал святости вл. Иоанна.

10. Д.А. Ланжерон. Отец Серафим Роуз.

11. Та же группа Сиверса, ссылаясь на некие "устные" свидетельства, утверждает, что при открытии мощей владыки от них чувствовалось "зловоние" (о чем-де не сказано в Акте Комиссии по освидетельствованию останков 1993 г.). Нам тоже доводилось слышать о сильном неприятном запахе от гроба и облачения владыки (от человека, который жил в это время в Сан-Франциско, но, конечно, в освидетельствовании не участвовал). Мощи, по его словам, этого запаха не имели. Не без трепета, зная это, я приблизился к раке с мощами святителя Великим постом 2000 г. Рака была закрыта крышкой - стеклом в деревянной раме, разумеется не герметично. Ни намека на запах тления, разумеется не было. Если правда - сгнившие гроб и облачение владыки, то для меня это - знамение о падении (в том числе, недавнем) многих из ОКРУЖЕНИЯ святителя.

Зато нам известно, что в момент открытия мощей владыки Иоанна ВНУТРИ собора в Сан-Франциско, при его прославлении, у нашей доброй знакомой, бывшей СНАРУЖИ, обновилась оказавшаяся в это время в руках крестильная икона святителя (Архистратига Михаила). В тот же момент в доме человека, близко знавшего владыку, обновился образ СВЯТИТЕЛЯ Николая (мы имели возможность несколько лет благоговейно поклоняться этому образу, находившемуся потом в церкви Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, в г. Мобил, шт. Алабама, США) А. П.

Категория: Житие | (25.07.2009)
Просмотров: 918
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Интернет-журнал

Категории раздела
Житие
Акафист
Служба
Проповеди, выступления
Статьи

Форма входа

Поиск


 
Конструктор сайтов - uCoz