По благословению
Преосвященнейшего Владимира,
епископа Кременчугского и Лубенского
Пятница, 19.04.2024, 06:18

Приветствую Вас Гость | RSS
ГлавнаяСвт. Иоанн | Доброе кино
Меню сайта

Каталог фильмов

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 163

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

  
 
  
Главная » Актуальное » О насущном

Злой начальник — подчиняться или бороться?

Злой начальник — подчиняться или бороться?

Мне очень не нравится мой начальник. Во-первых, чуть что не так, он кричит на подчиненных, иногда очень грубо. А во-вторых, мне кажется, нередко он что-то недопонимает в вопросе, но, желая показать, кто тут хозяин, требует выполнять его ошибочные распоряжения. Я знаю, что потом придется переделывать, пытаюсь ему доказать, но он даже слушать не хочет, а протесты сотрудников воспринимает как нарушение служебной дисциплины. Часто он даже не здоровается и вообще сверху вниз смотрит на своих подчиненных. На работу иногда просто не хочется идти, как представлю, что опять придется его терпеть. А потом, я не знаю, как себя вести, если он дает глупые распоряжения, — спорить, доказывая свою позицию, или помалкивать и не обострять отношениий? Анна

Олег КУЗЬМИН, вице-президент компании «Вимм-Билль-Данн»:

– В отношениях с начальством надо разделять личностные вопросы и профессиональные. Что касается профессионального момента, существует связка: начальник–подчиненный, и начальник здесь всегда над подчиненным. Если вы считаете, что с профессиональной точки зрения начальник не прав, мне кажется, надо попытаться аргументированно ему это объяснить, но если руководитель настаивает — необходимо выполнять его распоряжения. Конечно, если это не касается нарушения закона, а также если распоряжения начальника находятся в рамках компетенции и полномочий подчиненного. Потому что, если начальник дает распоряжение человеку, ничего не понимающему в электрике, идти устранять аварию на подстанции, лучше сразу отказаться. Но во всех других случаях все-таки должно быть единоначалие и единовластие, иначе всякое дело развалится. В конце концов, руководитель несет ответственность за результаты работы, а подчиненный получает зарплату за выполнение своих функций, в том числе и за подчинение.

 

Что же касается личных качеств начальника, то начальники, как и подчиненные, бывают разные. Например, если начальник кричит, это может быть оттого, что он по характеру горячий человек и, переживая за дело, может в сердцах что-то нелицеприятное сказать. Возможно, зная это его качество, иногда надо и потерпеть. Но если дело доходит до оскорблений и унижения подчиненных, мне кажется, им нельзя терять своего человеческого достоинства. Терпеть в данном случае неправильно — это плохо и для подчиненного, и для самого начальника. У нас же все-таки отношения на работе — это не рабство и не крепостной строй, это отношения двух равноправных людей, пусть даже один из них начальник. Поэтому если руководитель ведет себя неадекватно в каком-то личном плане, то ему необходимо дать понять, что унижения и оскорбления недопустимы.

Но вообще-то обычно так получается, что под определенного начальника, под его стиль руководства подбираются определенные подчиненные. Кто-то сразу подходит, кто-то притирается, а кто-то увольняется. Чтобы попытаться избежать конфликта, нужно в первую очередь понять, что за человек ваш начальник, какой у него характер — вспыльчивый и горячий или дотошный и придирчивый. Потому что характер уже не переделаешь, к нему можно только приспособиться. Лучше приспособиться, чем идти на конфликт. Начальник — такой же человек, и раз он поставлен над тобой, надо уметь находить с ним общий язык. Худой мир лучше доброй ссоры.

Нужно все-таки стараться не провоцировать начальника. Ведь начальник, как и любой человек, очень не любит, когда подчиненный не выполняет то, что пообещал, или не предупреждает заранее, если нет возможности это выполнить. Не стоит загружать начальника своими проблемами, у него своих хватает. И вообще каждый человек, даже начальник, испытывает потребность во внимании и уважении, и к нему тоже нужно относиться с сочувствием, ведь и ему порой приходится очень трудно.

Диакон Арсений ШУЛЬГИН, клирик Вологодской епархии:

– Мне кажется, человеку православному надо стремиться к православному отношению к этому вопросу. Пусть это и не всегда получается, конечно, но нужно разделить для себя — самого человека и грех этого человека. И в свете этого понимания начальник может выступить как, с позволения сказать, «инструмент» для духовного роста. Потому что если имеешь такого начальника, который как-то задевает, не соглашается, то можно приобрести в этой ситуации терпение и даже смирение. Ведь Господь пытается любую нашу жизненную ситуацию повернуть таким образом, чтобы она шла нам на пользу, чтобы мы могли извлечь из нее какой-то урок для себя.

Бывает, что непонимание с начальником может возникнуть в каком-то очень важном деле, и тогда нужно попытаться спокойно, в уравновешенном состоянии донести до начальника свою позицию. Я думаю, диалог всегда возможен, даже с самым ожесточенным собеседником, если правильно расставить акценты, подготовить подходящую атмосферу. А с другой стороны, не факт, что, если мы промолчим со смирением, дело действительно проиграет. Вполне возможно, что Господь, видя наше смирение в данном вопросе, либо вразумит этого начальника, донесет до него каким-то другим способом то, что хотели ему сказать мы, либо же саму ситуацию как-то так повернет, что она не будет трагической или в результате ошибочной. Со мной зачастую случались такие моменты, когда понимаешь — то, чего от тебя требуют, с твоей точки зрения неправильно. Ну конечно, много раз было, что не выдерживаешь и говоришь об этом, и даже в какие-то перепалки вступаешь, споришь по своей неопытности и духовной незрелости. Но бывали и другие моменты, когда на какое-то мгновение останавливаешься, берешь дыхание, паузу, себя сдерживаешь, терпишь, а потом смотришь — действительно, ситуация завершилась вполне благополучно. И сам же чувствуешь потом внутреннее умиротворение. В итоге ни ситуация, ни ты не проиграли.

А потом, как человек может уверенно сказать: да, действительно, я это знаю лучше, чем мой начальник? Это может быть совершенно необъективно, потому что тут ты сам возводишь себя на пьедестал понимания ситуации. Как правило, начальники все-таки не дураки — ведь даже чтобы занять должность, надо иметь хотя бы гибкость ума и какие-то таланты. А в нас зачастую просто такая «гордынька» сидит, и мы где-то в глубине души, иногда не отдавая себе в этом отчета, считаем, что мы-то гораздо более достойны быть начальниками.

Мне посчастливилось свое служение начинать в монастыре, а там духовные законы и процессы ярче выражены. И я, будучи человеком светским, многих вопросов не понимал и многих указаний и мнений не разделял, но, поскольку я человек подчиненный, приходилось выполнять. И через какое-то время становилось понятно, что прав был начальник. Причем доходило даже до парадоксов — оказывалось, что человек, с которым ты не мог общаться, считал его неграмотным, неспециалистом (в отличие от себя, конечно, — «я хоть и дьякон, но очень умный…»), через какое-то время становился другом, именно с ним ты обретал какие-то особо теплые отношения. Роднишься с человеком, когда понимаешь, что Господь тебе посылает его для испытания, а ему — тебя. Вот ты с ним ругаешься, смотришь на него как на врага, а на самом деле в этот момент это для тебя самый близкий человек, потому что его тебе Господь послал.

Другое дело, что нам сложно отделить грубость или неправоту начальника от него самого. И здесь полезно посмотреть на себя. Легче прощать согрешения своего руководителя, который у нас на виду, когда увидишь бесчисленные свои. И потихоньку тогда можно стараться налаживать отношения. Я не думаю, что бывают такие начальники, которые все время злые, хамят, грубят, есть же и другие моменты, есть, может быть, какие-то формы нерабочего общения. Любое хамство, любая грубость возникают от жестокосердия, особенно в современном мире это ярко выражено, когда приходится бороться каждому за свое место, за свою работу, все это становится такой печальной нормой. И противопоставить этой привычке можно только теплое отношение и любовь. А ситуации для того, чтобы это тепло проявить, нам предоставляются каждый день — это может быть более доброе, чем обычно, приветствие или предложение какой-то помощи. Это не значит, что надо заискивать, раболепствовать, преклоняться, льстить, потому что взрослые люди такую подмену, как правило, чувствуют. Надо попытаться искренне с теплом подойти, нужно сделать первый шаг к этому человеку. Иногда надо самому сказать: «Николай Петрович, простите меня, был не прав», даже, может быть, если и прав, покаяться за свое упрямство. Это тяжело, и на первых порах надо из себя выдавливать доброе отношение, надо удерживать узду, чтобы не накричать, не наговорить гадостей, а потом легче и легче с каждым днем делается. И надо помнить всегда, что никакой начальник не может помешать нам духовно развиваться, скорее наоборот.

Православие и мир

Категория: О насущном | (06.10.2009)
Просмотров: 5284 | Комментарии: 5
Всего комментариев: 1
1 Kisksnanyww  
0
http://STROYMAGNIT.ru/ - http://STROYMAGNIT.ru
http://DELESTROY.ru/ - http://DELESTROY.ru
http://biz-rielt.net/ - http://biz-rielt.net
http://kulinar-profi.ru/ - http://kulinar-profi.ru
http://LEGKO-STROI.RU/ - http://LEGKO-STROI.RU

Имя *:
Email *:
Код *:
Интернет-журнал

Категории раздела
О насущном

Форма входа

Поиск


 
Конструктор сайтов - uCoz