По благословению
Преосвященнейшего Владимира,
епископа Кременчугского и Лубенского
Пятница, 29.03.2024, 02:56

Приветствую Вас Гость | RSS
ГлавнаяСвт. Иоанн | Доброе кино
Меню сайта

Каталог фильмов

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 163

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

  
 
  
Главная » Актуальное » О насущном

Мировой кризис. Богословский взгляд

 

Мировой кризис. Богословский взгляд

Что творится в современном мире? Что за напасть постигла род человеческий? Включая телевизор, радио, попадая в виртуальное интернет-пространство, в транспорте, на улице, практически повсюду только и слышишь о каком-то мировом кризисе.

Он пробрался всюду, во все сферы жизнедеятельности человека, пролез в экономику, политику, обвил весь мир своими щупальцами и как клешней крепко ухватил все человечество за горло. Происходит обвал банковской системы, обрушение фондовых бирж, везде массовые увольнения, на фоне экономического кризиса толпы безработных, голодных людей. То тут, то там разгораются локальные конфликты, войны, голод, катастрофы, эпидемии невиданных болезней, природные катаклизмы, землетрясения, наводнения, губительные смерчи и цунами, в которых люди умирают тысячами. Отрываешься от экрана телевизора, закрываешь глаза и думаешь, что через минуту проснешься и кончится ужасный кошмарный сон. Но увы, открывая глаза, вновь видишь ужасающую картину нашего бытия…
 
Почему, за что? Вот, пожалуй, самые распространенные вопросы, которые современный человек задает Богу. За что, Господи, погибают в войнах невинные люди, почему умирают дети во время бесчисленных эпидемий, почему погибают тысячи в наводнениях и смерчах? За что, Господи, Ты попускаешь все это роду человеческому? Ответ один – за грех богоотступничества. Кто-то спросит – неужели Бог такой безжалостный, что лишает жизни невинных людей, детей, младенцев? В чем они согрешили перед Богом? Как много вопросов… И кажется, что на них нет ответа. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

Для начала стоит сделать экскурс в историю. Адам и Ева, преступившие заповедь о воздержании были изгнаны из рая. Это вполне можно назвать мировым кризисом. Человечество состояло всего из двух людей, и они были изгнаны из бессмертного мира в мир, где есть смерть. Бог сказал Адаму: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 17-19). Проклятие всей земли и осуждение человека на смерть – это не тот кризис, которого испугалось не так давно все человечество, а нечто гораздо более ужасное. Что может быть хуже для человека, чем осуждение на смерть? Следствием греха явилась смерть.

О первом убийстве также рассказано в Библии: «восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4, 8). История человечества изобилует войнами и конфликтами. Почему люди истребляют себе подобных? Потому, что не в силах остановить этот грех. Обиду, угождение себе, любую иную выгоду человек ставит выше жизни себе подобного. Первое убийство не смог остановить в себе Каин, хотя Бог сказал ему: «если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4, 7). Он не внял гласу Божию, также, как некогда его родители – Адам и Ева. Тоже кризис. Кризис духовный, вылившийся в убийство. Опять следствием греха явилась смерть.

Из Священного Писания Ветхого Завета мы узнаем о Всемирном потопе. «Увидел Господь [Бог], что Велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время», – повествует бытописатель. В этот раз следствием греха явилось почти полное истребление всего живого на земле. Опять кризис, да пострашнее, чем предыдущий! Наблюдается интересное свойство кризиса – прогрессирование. Чем больше грех, тем страшнее кризис. Из всего человечества после потопа осталось всего лишь восемь человек: Ной, его жена и трое сыновей с женами. Почему? Потому, что Ной «обрел благодать пред очами Господа» (Быт. 6, 8). Бытописатель говорит о Ное, но не говорит о его жене, о его сыновьях и их женах. Почему же тогда Бог повелевает Ною взять их с собой в ковчег? Потому, что праведный Ной жил праведно и учил этому жену и своих детей. Он делал то, чего не делали другие люди и давал детям то, чего не давали своим детям другие. Среди тех, кто погиб в водах Всемирного потопа, конечно же, были и дети и младенцы. Почему Бог истребил и их? Потому, что грешное человечество не могло воспитать достойное потомство, и за это было истреблено полностью. Думается, что современному человечеству стоит задуматься над уроком Всемирного потопа. Хотя, отчасти можно и утешиться, второго Всемирного потопа уже не будет: «поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт. 9, 12).

 

После завета Бога с людьми Священное Писание повествует только о местных истреблениях грешников с лица земли или их наказаниях. Следующим мировым кризисом для человечества стало Вавилонское столпотворение. Господь смешал языки возгордившихся людей. Это сейчас мы не удивляемся, увидев человека говорящего на ином языке. Но тогда это был настоящий кризис! Люди, говорившие на одном языке, вдруг перестали понимать друг друга, и им пришлось разойтись, так и не закончив задуманного строительства башни, которая достигла бы небес. И в этом случае кризис явился следствием греха – гордыни людей.

Другим примером кризиса, постигшего грешников, было истребление развратных городов Содома и Гоморры. Весьма интересен с позиции нашего исследования диалог Бога с Авраамом, просившим пощадить эти города ради праведников, живших там. Бог сказал Аврааму: «вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма» (Быт. 18, 20). Авраам же вопрошал: «неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?» (Быт. 18, 23). Авраам, видимо знал, каковы нравы этих городов и начал просить Бога не истреблять города ради 50 праведников, которые могли жить в нем. Потом он попытался снизить эту цифру, получился некий торг, который остановился на 10. Но и десяти праведников не было в тех городах, только один – племянник Авраама, праведный Лот. Он и его семья были выведены из Содома перед тем, как «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастения земли» (Быт. 19, 24-25). Как видим и из этого примера, Бог не губит праведного с грешниками. Но следствие греха – смерть.

А что же такое грех? Грех – это противление Богу. Примером такого противления очень ярко служит другой пример из Ветхого Завета. Это противление фараона призыву Моисея отпустить богоизбранный народ из Египта. Страшные казни постигли Египет за противление Богу. Кризис! Да еще какой! Тут и саранча на полях, и жабы, и песии мухи, и кровавые воды Нила, и падеж скота, и, в конце концов, смерть первенцев египетских. Ужасающий кризис – гибель сельского хозяйства, скота и смерть детей! Богоизбранный же народ вышел из Египта невредим со всем своим хозяйством. Но и после этого фараон не был вразумлен кризисом. И тогда египтян посетил другой кризис – военный, Египет лишился лучших своих воинов, которые погибли в водах Чермного моря, преследуя беглецов.

Весь Ветхий Завет наполнен подобными примерами кризисов, наступивших как для отдельных людей, так и для целых народов. Господь очень жестко и показательно наказывал грешников в те далекие времена. Но две тысячи лет назад произошло событие, которое изменило ход мировой истории. Воплотился Сам Бог для того, чтобы избавить людей от греха. От того греха, который стал причиной первого мирового кризиса – грехопадения и изгнания из рая Адама и Евы. Этот грех лег печатью на все человечество. Но Бог смилостивился над родом человеческим и послал Сына Своего Единородного, чтобы Тот открыл людям великую тайну, что Бог есть Любовь! Любовь безграничная, Любовь нескончаемая, Любовь, которая прощает грехи людям! Бог открыл людям двери в Царство Небесное, которые закрылись с грехопадением первых людей! Что может быть больше и значимее для человека, чем осознание того факта, что Бог любит его и хочет, чтобы он был рядом с Ним.

Как же должно было повести себя человечество, узнав эту великую тайну и имея возможность, угодив Богу, достичь Царства Небесного? Рассуждая логически, стоит думать, что человечество должно было дать Богу ответную любовь, которая проявилась бы в исполнении Его заповедей. Не оттого, что так Богом велено, а именно из любви к Нему. Как дети любят Отца, так и человечество должно быть возлюбить Бога, который принес Себя в жертву ради него. Но нет, Христа не приняли многие.

Первыми были те, кто согласно всем законам логики должны были принять Его всем сердцем – богоизбранный народ Израиля, имевший пророчества о грядущем Мессии. Народ раскололся на две части – на тех, кто пошел за Христом, и на тех, кто предал его на распятие. Почему? За что? Потому, что земное было выше для этих людей, чем небесное! Они не ждали духовного Царя, они ждали земного царя, подобного Давиду или Соломону, который избавил бы Израиль от римского владычества и возвеличил бы богоизбранный народ над всеми. Но пришел Царь Небесный, Который учил любви ко всем людям. И они распяли его. Ужасающий своей бесчеловечностью кризис! Убили Любовь, но Она воскресла, ибо истинную Любовь нельзя убить. И тогда началась проповедь Евангелия по всей земле, начиная от Иерусалима.

Любовь разлилась по всей земле и поселилась в сердцах тех, кто хотел Ее принять. А кто не захотел Ее принять, гнал Любовь от себя, утопая в собственных грехах, осудил сам себя, как сделали это книжники и фарисеи вместе с теми, кого научили восстать против Христа и кричать: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 25).

Почему, за что гнали и гонят Любовь от себя люди? Гонят не только те, кто не чтит Христа Сыном Божиим, но те, которые называют себя христианами, но сердце их стоит далеко от Бога. Потому, что мир, «лежащий во зле» (1 Ин. 5, 19), в котором князь – дьявол, для них дороже, чем Любовь. Учение лукавого для них слаще меда, он напоил их «яростным вином блуда» (Откр. 14, 8). «Блуд, вино и напитки завладели сердцем их» (Ос. 4, 11). Так пусть никто из них не восклицает Богу «Почему? За что Ты губишь нас?», когда сами вновь и вновь распинают Христа своими грехами.

 

Так в чем же причина нового мирового кризиса? Как и всегда, причина одна – грех богоотступничества. Люди уходят от Бога, гонят Любовь от себя и хулят своими грехами Духа Божьего, живущего в них (Кор. 3, 16). Пусть дорогой читатель заменит слово «кризис» во всех предложенных примерах на слово «суд», ибо в переводе с греческого языка «кризис» и означает «суд». Тогда станут понятны многие вещи. Всегда и везде причиной суда был и будет грех. Судит и сегодня Господь весь мир по беззакониям его.

Крах мировой финансовой системы объяснить легко. Как некогда Господь опрокинул столы менял в Иерусалимском храме, так и сегодня Он порушил Вавилонские башни тех, кто опьяненный собственным богатством, забыл о Нем и Его заповедях: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37) и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Тот, кто смыслом своей жизни ставит угождение себе самому, и возвеличивает свое имя ради собственной славы, рано или поздно окажется у разбитого корыта. О таких людях Господь рассказал притчу: «у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»» (Лк. 12, 16-20). Вот, что говорит им Господь: «Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие… Будут есть и не насытятся; будут блудить и не размножатся; ибо оставили служение Господу» (Ос. 4, 7, 10). Поэтому не окончится этот суд Божий, пока виновники суда не признают свою неправоту, не признают победу Божию и не обратятся к Нему с мольбой о помиловании.

А что же делать в это страшное время суда Божьего тем людям, кто не противится Богу, а наоборот, всей своей жизнью являет проповедь Евангелия? Что делать православным христианам в этот тяжелый момент нашего бытия? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, не нужно придумывать ничего нового. Не нужно никаких мудреных антикризисных программ. Достаточно вновь окунуться в историю. Издревле повелось на Руси, когда приступала беда, просить помощи Божией и заступничества Пресвятой Богородицы. Всем миром постились, всем миром молились, всем миром приносили покаяние в грехах. И беда отступала.

А реально ли такое в современной России? К сожалению, современная Россия далека от Святой Руси, где народ Божий стремился не к моментальному обогащению, а к святости, где не служение низменным страстям, а православие было смыслом жизни, где примерами для подражания были не гламурные «звезды» и «звездочки», а святые угодники Божии. Но ведь и Святую Русь постигали беды и напасти, но ведь и на Святую Русь восставали враги и супостаты, желая навязать иной образ мышления, иную веру, иное положение в мире. История помнит и междоусобные войны, и голод, и разруху, и нашествия иноплеменников и многое другое, что вполне можно назвать «кризисом».

Всегда, везде любому кризису предшествует кризис духовный. Так было и на Святой Руси, так происходит и сейчас, так будет и во всем мире. Это духовный закон – грех не проходит бесследно. Он как вирус, дремлющий годами и находя благоприятные условия для развития, оживает и заражает весь организм. Грех подобен снежному кому, который нарастая и умножаясь, превращается в огромную лавину, которую ничто не может остановить на пути. И, к сожалению, грех заражает весь мир вокруг себя, неся хаос и разруху. Ныне духовная эпидемия достигла своего пика и из духовного кризиса переросла в мировой финансовый кризис. Болезнь сребролюбия поглотила весь мир, и Господь попустил всему миру быть мучимым от этой болезни.

Но у любой болезни есть противоядие, у любого организма, пораженного недугом, есть хотя бы один здоровый орган. Так разве не к нам, православным христианам, обращается Господь Иисус Христос со страниц Евангелия: «Вы — свет мира. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 14, 16). Нас Господь называет светом миру и призывает светить всему человечеству. И именно для того, чтобы окружающие нас люди обратились к Богу! Ведь только обращение к Богу может избавить весь людей от бед и напастей. Вера в Бога, обращение к Нему и упование на Его безграничную милость – вот противоядие от любого кризиса. Поэтому и антикризисная программа у нас, православных христиан, всегда одна – верить в Бога и быть светом всему миру.

Самое главное в этом деле – не отчаяться, не впасть в уныние, в котором царствует лукавый. Ведь и он не дремлет, а, наоборот, все изощреннее пытается прельщать не только тех, кто уже служит ему своими грехами и даже всей жизнью. Наибольшей силы достигают его нападки в борьбе с теми, кто своей жизнью являет пример живой веры в Бога.

Дьявол все сильнее и изощреннее искушает нас. Его новое искушение для всех нас – мировой финансовый кризис. И только вера может творить чудеса в столь сложные моменты нашего бытия. Христос, рассказывая ученикам о знамениях последних времен, дал совет, который актуален всегда и которым стоит вооружиться каждому, кто желает стяжать спасение: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими… бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк, 21, 34, 36). Так будем бодрствовать, будем молиться, призовем в своих молитвах Пресвятую Богородицу, не раз спасавшую Русь Святую от бед и напастей, воззовем к нашим заступникам – святым угодникам, и не будем унывать, помня, что по вере нашей воздастся нам.

Православие и мир

Категория: О насущном | (08.09.2009)
Просмотров: 947 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Интернет-журнал

Категории раздела
О насущном

Форма входа

Поиск


 
Конструктор сайтов - uCoz