По благословению
Преосвященнейшего Владимира,
епископа Кременчугского и Лубенского
Четверг, 25.04.2024, 13:46

Приветствую Вас Гость | RSS
ГлавнаяСвт. Иоанн | Доброе кино
Меню сайта

Каталог фильмов

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 163

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

  
 
  
Главная » Непознанный мир веры » Беседка

Скажите, владыка…

Юлиана Годик, главный редактор издания "Татьянин день/ Taday.ru "

Часть 1. О совести и борьбе с дискотеками

Владыка Феофилакт - епископ очень молодой – 35 ему исполнится только 27 августа. Накануне своего дня рождения владыка согласился рассказать «ТД» о том, как он относится к проповеди на дискотеке, что ему понравилось на православных балах и почему некоторые православные боятся встретиться на улице с архиереем.

 

 

 Владыка Феофилакт на службе в храме мц. Татианы

Справка.

Епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт  родился  в  1974 г. г. Грозный. После школы поступил в Ставропольскую семинарию, которую окончил в 1996 г. Семинаристом был пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона и затем во иеромонаха.

В 2004 г. окончил  Институт Дружбы Народов Кавказа (г. Ставрополь) по специальности «Психология».В 2007 г. окончил Московскую духовную академию.

В 2006 г.  рукоположен епископа Магнитогорского, викария Челябинской епархии. Затем   назначен епископом Бронницким, викарием Московской епархии, с поручением управления приходами Патриаршего благочиния в Республике Туркменистан.

С 2009 г.- правящий архиерей Смоленской и Вяземской епархии с сохранением обязанностей по архипастырскому окормлению православных приходов в Туркмении.

Главное оружие священника  - совесть

- Владыка, в последние годы Православная Церковь активно ищет подход к молодежи. Вопрос о проповеди на рок-концертах - тема острых дискуссий. Можно ли рассказывать о Христе в клубе или на дискотеке или есть места, в которых проповедь недопустима?

 - Думаю, что поступки экстренные, неординарные важны там, где в данный момент нужно заниматься спасением жизни. Представьте себе ситуацию, когда человек падает на проезжей части. Если рядом с ним оказывается медик, стремящийся помочь, он будет искать стерильных предметов и лучших условий. Он бросится к этому человеку, измазавшись, быть может, в придорожной грязи, чтобы только спасти его, вернуть ему жизнь. И будет пользоваться любым попавшимся под руку средством, потому что призвание медика - спасать жизнь людей. Призвание священника - спасать души людей и открывать для них путь к дверям вечности. Но это случаи, которые вопиют об участии, без чего невозможно продолжение жизни.

  Что касается традиции проповеди, это уже несколько иное. Да, есть классическая традиция и места, где собираются люди услышать проповедь. А есть места, где люди в проповеди не нуждаются. Для них важна наша активная жизненная позиция, которая тоже может являться определённым светом, маяком в их жизненном пути.

Вот, например, каким образом можно избавить человека от вероятности отравления некачественной пищей? Нужно просто предлагать доступную и качественную пищу. Люди, её предлагающие, должны внушать доверие, чтобы можно было сказать: да, чем они пользуются сами, они предлагают другим, и это действительно сохраняет здоровье и жизнь. И такой должен быть приём проповеди.

Чтобы быть услышанным, нужно быть подобием Божиим на земле в подлинном смысле этого слова. Но этот образ и подобие Божие заключаются не только в красноречивости слова, а заключаются в правильности, точности, смелости, искренности собственной жизни. Ведь вера, как известно, без дел мертва.

И когда мы видим в деревне священника, который реставрирует храм, живёт в крепкой семье, у него много детей, вместе с ними он ходит на огород, пашет землю, вместе с обычными селянами приходит в магазин, общается в очереди, о чём-то спрашивает, живёт обычной жизнью, но своим делом, преданным, терпеливым, сострадательным участием показывает свою веру. Этот священник может быть совершенно молчаливым человеком, но при этом поступки его жизни будут говорить о нём и его вере лучше всяких слов, сказанных на каких-то больших собраниях, съездах или вечерних мероприятиях.

Конечно, мы можем найти множество аргументов в Священном Писании, которые говорят о том, что нужно настаивать вовремя и не вовремя. Или, напротив, нужно остерегаться расточать жемчуг или бисер перед теми, кто не готов их с благодарностью принять. В любом случае,  для выбора, где и как поступать у нас есть наша христианская совесть, подсказывающая действительно ли нужно сейчас это слово здесь, или оно нужно именно мне для самоутверждения, для некой пиар-акции, демонстрирующей мою личную активность, а на самом деле я совершенно безразличен по отношению к тем, кто находится передо мной. Главным оружием священника должна быть собственная совесть.
 
Помню, был такой случай. Храм находится в парковой зоне, в центре города. Страстная седмица, Великая Пятница, день особого поста и особой молитвы. Вечером на большой площадке недалеко от храма, поскольку уже тепло, молодёжь собирается на дискотеку. Конечно, можно было бы использовать любой административный ресурс, но не это главное. Главное было не запретить им что-то делать, а рассказать им о том, что сегодня за день и поставить их перед выбором - делать или не делать, собираться на это гульбище или всё же воздержаться, хотя бы в этот день разделяя подвиг, который Спаситель совершил ради каждого из нас. Мы, просто воспользовавшись ситуацией, обратились к ребятам, сказав им о том, какой сегодня день. В этот день Христос умер за нас. И этот день наполняется очень глубоким трагическим молчанием, молчанием нашей немощи, молчанием всей нашей жизни, чтобы в нас заговорил Бог.
 
А хотел бы кто-нибудь из вас, чтобы Господь показал путь вашей жизни, чтобы Господь укрепил ваши силы, придал уверенности в своей собственной жизни? Для этого нужно разделить скорбь не только молчанием, но и молитвой, и неким воздержанием как подвигом, как почвой, на которой могут взойти эти благодатные семена. И тот, кто это услышал - тот и услышал. Ребята спокойно разошлись, и не было никаких проблем.
 
- Вы хотите сказать, что просто пришли на дискотеку и начали с ними разговаривать?
 
- Да. Совершенно спокойно. Просто говорить о том, что сегодня за день. Не выгонять, не лишать. Да, пожалуйста, я пришёл сюда только потому, что моя совесть побуждает меня обратиться к вам вот с этим словом. Но это не означает, что сейчас же дискотека будет закрыта, вся техника будет выключена, музыки не будет. Пожалуйста, кто желает - оставайтесь. Но я хотел бы, чтобы вы знали это именно сегодня, в этот день. На самом деле, как мне кажется, не было никаких недоумений, и ребята спокойно разошлись. Почему бы потом не собраться в другой день? Таких весенних и летних вечеров ещё будет много, а этот вечер мы лучше проведём по-другому.
 
- Сейчас появились альтернативы светским дискотекам - православные балы. И в этом году Вы даже были на одном из них. Вам понравилось?
 
- Мне понравилось! И знаете что? То, что все задевали друг друга плечами. Не сенсорно понравилось, а тем, что вот такую близость и такую общность редко почувствуешь и это было очень радостно. Ведь когда архиерей идёт по храму, перед ним все рассыпаются в сторону!

Вот я у греков был в прошлом году. Что мне понравилось? Мы поехали в мэрию. На улице стоит архиерей. Идёт группа молодых людей. Он их останавливает: «Привет!» Всех благословил, пообнимал их. «А тебя как зовут?» «Вот так-то» Ребята молодые, лет 18-19. «А куда вы идёте? А у тебя кто отец? А у тебя?» Мне было просто интересно, о чём архиерей может разговаривать на улице. «А где ты учишься? Я вот такой-то, вот там-то служу. Ты почему крестик не одел?». Бах, подзатыльник! И в шутку как-то так, и общение такое живое, они не шарахаются от него.

Можно эксперимент провести. Вот если я сейчас выйду на улицу, вон там посольство. Если я подойду, скажу «Привет! Как дела?», от меня просто шарахнутся, а милиция кинется защищать народ Божий. Скажут: что он пристаёт? Какой-то сектант, наверное. Проблемы есть, конечно. Но надо сказать, что источник этих проблем и я в том числе, нужно это полностью осознавать. Не надо бояться начать общаться первым.

Я всегда хожу в подряснике, и тогда, когда путешествую куда-либо тоже. Вот прихожу в Домодедово, очередная моя поездка, самолёт. Люди рядом простые уже нормально реагируют: «Батюшка, благословите!» Кто воцерковлен, видит панагию: «Ой, владыка даже!» Идёт батюшка. В пиджаке, но видно, на лбу написано крупными церковнославянскими буквами - батюшка. Отворачивается от меня так, что как будто не видит меня. Вот это меня поражает прежде всего, горько это. А если бы не стеснялись подрясников, были бы в них в обществе, вот это была бы хорошая проповедь. Использованная во благо возможность общения.
 
Скажите, владыка… Часть 2. О тусовках и одиночестве.

Нужно ли «носиться» с молодежью? Кому нужны православные тусовки? Как бороться с самым главным злом современного человека – одиночеством? На вопросы «ТД» старательно ответил епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт.

Сейшены будут вне всякого сомнения

- Владыка, как Вы считаете, не слишком ли много разговоров об особом подходе к молодежи? Не будет ли ей это во вред? Нужно ли с ней так, простите, «носиться»?
 
 - Когда мы говорим о молодёжи именно в церковной среде, хотелось вспомнить пример, которым нам Господь показывал, что есть Церковь. Церковь - это тело. Мы - части этого тела, и поэтому в этом теле нет нужного или ненужного, более или менее значимого. В этом теле, вне всякого сомнения, есть органы, которые нуждаются в большем уходе, в большей печали. Молодёжь в Церкви, наверное, требует бОльшего внимания, бОльшего интереса, я в этом убежден. Хотя конечно, всякая душа дорога Богу, вне зависимости от возраста. Но каждая душа и требует особой помощи на своем пути к Нему.
 
Опыт показывает, что молодым, переступающим порог храма, нужны подчас не выверенные формулировки в ответ на их вопросы, а живое участие. Может быть, эти вопросы покажутся на первый взгляд совершенно никчёмными, идущими от необразованности или неглубокого знания самой духовной жизни, но если отнестись к ним с должным вниманием, с готовностью детям давать пищу с ложечки, то это окажется именно тем, что нужно.
 
Конечно, кроме внимания здесь очень важно запастись терпением. Ведь в семье некое неизящное, корявое движение ребёнка, например, первый шаг всё равно вызывает радость и надежду. Вот он встал на ноги - пусть коряво, пусть немного смешно, - но уже есть надежда, что скоро пойдёт сам. То же самое можно сказать о первых шагах в храме. Нам надо запастись терпением и радоваться этим первым, пусть и не всегда удачным шагам.

Мы должны стараться помочь, терпеливо, с любовью поддержать, чтобы человек смог дойти до алтаря Господня как до зеркала, которое смотрит в душу, и смог затем изменить и свой облик, и всю свою жизнь.

 Сейчас мы испытываем необходимость в кадрах, которые могли бы на профессиональном уровне общаться с молодыми людьми и отвечать на вопросы современности. Мы действительно нуждаемся в людях, правильно подготовленных к молодёжной миссии.

Сегодняшняя образовательная программа в наших духовных школах как раз приобретает курс для подготовки капелланов и для вузов, больниц, армии, любого общественного собрания, чтобы быть «своим среди своих», тем, кто мог бы понимать и быть понят в этом обществе.

 При Епархиальном совете города Москвы действует комиссия по делам молодёжи, основной целью и задачей которой является координация православных молодёжных организаций, находящихся при храмах и вузах Москвы. Сегодня православных организаций достаточно много - от спортивных до интеллектуальных -  у них есть свои духовники, свои цели и задачи, даже стиль - у каждого свой. Одни помогают старикам, другие - людям  в тяжёлых социальных обстоятельствах, третьи занимаются поисковой работой, четвёртые - научной деятельностью, пятые общаются со своими сверстниками, миссионерствуют. Каждый находит то, что ему по душе.
 
- Что значит  «координация действий»?
 
- Святейший Патриарх говорил об этом: с одной стороны, мы со вниманием и поддержкой относимся к тем инициативам, которые уже есть, оказываем им поддержку, с другой - эти организации для нас оказываются силой, которая способна очень и очень многое сделать. Мы видим себя - в подлинном смысле этого слова - заботливым родителем, который стремится помочь человеку делать то, что он делает, развиться, помочь реализовать свои желания, свои интересы и сделать для этого всё и как ходатаи, и как печальники, в том числе и перед царёвым начальством.
 
- Вы собираетесь организовывать какие-то мероприятия, концерты?
 
- Что касается концертной деятельности, она, конечно же, может и будет иметь место там, где она необходима и нужна. Например, в этом году мы планируем провести очень большой творческий фестиваль среди молодёжных организаций по принципу «Алло, мы ищем таланты!» Просто показать, кто что может. Кто-то хорошо читает, кто-то пишет замечательные вещи, кто-то потрясающе исполняет их на гитаре, кто-то ещё что-то может делать, такие вещи, что удивляешься талантам.
 
Святейший Патриарх Кирилл верно говорил о том, что все наши мероприятия должны иметь одну главную цель и задачу - это должно быть местом общения, а всё остальное - как фон, но этот фон создаёт возможность обогащения друг другом. Просто прийти, пассивно поучаствовать, со стороны посмотреть и ничего в себе не унести - это, наверное, не совсем правильно.
 
Поэтому мы думаем о каких-то совместных больших мероприятиях, которые должны быть. Но главным сегодня и самым важным стратегическим направлением работы нашей комиссии по делам молодёжи, вне всякого сомнения, является создание деятельности православных общин, православных кружков, ревнителей православного благочестия, как угодно назовите при вузах, колледжах, каких-то профессиональных сообществ на предприятиях и в организациях.
 
Знаете, есть такое очень точное высказывание, что помощь всегда должна иметь адресата. И проповедь должна иметь перед собой образ реального человека, поэтому проповедь должна быть произнесена на таком языке, чтобы она была понятна, была им воспринята. Вот это самое главное направление. А знаковые общие собрания, сейшены, съезды будут происходить вне всякого сомнения, но не как демонстрация нашей силы, не как демонстрация нашего потенциала, а скорее как площадка, место для общения.

«Нехорошо человеку быть одному»

- Каковы, по-Вашему, проблемы современной молодёжи? Чем они отличаются от, допустим, проблем людей Вашего поколения?

- Да знаете, я не думаю, что они чем-то глубоко различаются. Это извечные проблемы отцов и детей, это извечные проблемы самовыражения. А на самом деле, если глубже копнуть, то это проблема горького и жестокого одиночества. Ведь Священное Писание прямо открывает нам сущность жизни человека: «Нехорошо человеку быть одному». И когда в жизни человека нет веры, нет образа, с которым человек живёт, нет, как говорят по-русски, царя в голове, то действительно человеку очень нехорошо. И вот эта нехорошесть выливается во всё что угодно, в том числе и во всевозможные нравственные пороки и увлечения, в ныряние в мир с долгой задержкой дыхания, что может в конце концов изменить и физическую природу человека.

Поэтому мы и говорим, что сегодня самое важное, самое главное просто быть внимательным человеком, никогда оставаться равнодушным. В Евангелии есть очень интересный случай, когда Христос проходит мимо слепца, тот кричит ему вслед: «Помилуй, Христос, Господи, пощади!», а Господь как будто бы и не замечает его крика и идёт дальше. Но он не замечает этого крика для того, чтобы дать возможность действовать вере, которая уже живёт в апостолах, дать возможность действовать им своей верой. В конце концов апостолы, замучившись этим криком, говорят: «Господи, ну ты же видишь, кричит, вслед нас идёт, обрати Ты на него внимание!».  Такое действие, направленное к нужде другого человека, побеждает одиночество этого слепца, к которому он уже привык, ведь  все проходили мимо, и он уже вроде как привык к своей горькой доле. Вот то же самое можно сказать о глубинных корнях и сегодняшних проблем, которые есть.

- Как Вы пришли к вере?

 - Что касается веры, в этом отношении я совершенно счастливый человек, потому что основанием становления моей духовной жизни стала любовь мамы. Как-то мы с ней гуляли по городу (родился и вырос я в Грозном). Это был воскресный день. Мы жили на окраине города, но случились какие-то дела, по которым нужно было в город поехать. Возвращаясь домой, просто решили пройтись и проходили мимо храма. Это был уже довольно сознательный возраст, я учился в 8-м классе.
 
Проходили мимо храма, и она как-то по-особому посмотрела на меня: «Ты хотел бы зайти в храм? - Да, хотел бы. - Ну хорошо, пойдём, зайдём». Мы зашли, и в этот момент мама меня как-то отпустила, не стала дёргать, пошла к свечной лавке, я понял, что она там часто бывает, знает, что нужно делать, как нужно подойти, что-то там записывала. Что она там писала, кому - я понятия не имел. Это теперь-то я уже знаю, что она делала. Мама взяла свечи, а я был предоставлен сам себе. И, перешагнув порог храма, я просто встал в самом его конце.
 
В это время был как раз период Великого Поста, потому что священник был в чёрном облачении, стоял на коленях и читал какую-то молитву, люди тоже стояли на коленях. Меня это так глубоко поразило! Как так - все стоят на коленях? Разве это не наказание? Для ребёнка это воспринималось как наказание. Но тут и бабушки стояли на коленях! А их-то за что наказывать? Неужели провинились чем-то? А затем, когда батюшка закончил читать молитву, все встали, закончилось богослужение, люди начали выходить, и эти бабушки очень добродушно, с такими ласковыми лицами и блестящими глазами говорили: «Внучок, здравствуй!», очень радовались моему появлению, потому что тогда очень мало молодых людей и детей было в храме, нельзя было появляться. И вот именно эта любовь, эта удивительная бескорыстная открытость, интерес ко мне навсегда меня оставили в храме.

Я понял, что я дома, потому что здесь так ласково приняли, каждый на тебя старался обратить какое-то внимание. Мне это было совершенно непонятно, но вместе с тем мне это очень понравилось. Вот я и остался в храме, всё очень просто. Ни грома с неба, ни молний, ни землетрясений, ни тяжёлых испытаний, Господь лишил меня этого, но дал вот эти добрые открытые глаза молящихся в тот вечер в храме бабушек.

Часть 3. О религиозных запретах и счастье

В окончание беседы с епископом Смоленским и Вяземским Феофилактом говорим о том, как быть, если нет взаимопонимания с родителями? Зачем запреты в религии? Что значит быть взрослым и как оставаться счастливым?

Храм - место, где всем всё можно

- Что бы Вы посоветовали людям, у которых не так все мирно с родителями, нет согласия в вопросах веры?

- Знаете, как бы странно ни показалось, но всё начинается с поста. Почему с поста? Нынешнее время особо оголтело отличается от каких-то других периодов нашего бытия тем, что сегодня необычайно ярок культ потребителя. Всё для меня. И это вдалбливается, внушается, вбивается в самое сердце - всё должно быть для меня. И мои дети для меня, и моя жена для меня, ну всё для меня. И этот всепоглощающий эгоизм потребительства нередко не останавливается ни перед чем.

Я знаю случай, когда девушка приняла решение выйти замуж, познакомилась с парнем, очень хорошие отношения сложились. Но для родителей это было страшным ударом: как же так? Им было очень сложно расстаться со своей дочерью. Она была востребована в семье даже на бытовом уровне, помогала всё делать, и вдруг теперь нужно расстаться с бесплатной рабочей силой. И это действительно очень серьёзная проблема.

А можно начинать с поста, с того, что мы должны учиться воздерживаться, или, правильнее сказать, мы должны учиться сознательно отказываться. Именно с этого Господь в Раю и положил начало свободы Адама и Евы. Принцип их свободы заключался в соблюдении поста - не вкушать запретного плода. Именно это и был принцип свободы - они совершенно свободно и добровольно воздерживались.

Вот это воздержание - начало целостности человека, а тогда уже можно понять и терпеть других, а затем уже и любить. Это первое. Что ещё? Каждый из нас должен знать: храм - это место, где всем всё можно. Вот на земле таких мест есть тысячи, где можно позволить себе всё. При воспоминании о глянцевой рекламе с такими словами у каждого из нас возникают свои картины. Но храм, пожалуй, единственное место на земле, где можно позволить себе быть тем, кто ты есть на самом деле.

К этому стремясь, это любя, мы идём в храм. Бог знает, кто ты есть на самом деле. И приходя в храм, сожалея о своих кривдах, болезнях и поступках, я могу сделать это только перед Тем, кто знает обо мне всё. Как заботливый доктор, как отец. И может не просто выслушать, поддержать, простить, вдохновить, а сказать: «С миром изыди, и этот мир пусть поможет тебе идти». Это самое важное, что мы в должны внушать близким, за которых чувствуем свою ответственность, когда они идут в храм. И если с таким пониманием и глубоким осмыслением мы будем переступать порог храма, тогда станет понятно и зачем мы здесь, и что даёт общение церковное.

А что касается взаимоотношений отцов и детей - это действительно извечный вопрос. Знаете, рецептов множество, но мне кажется, что нужно начинать с самого-самого простого лечения - я бы искренне советовал начать молиться друг за друга. Когда мы вместе молимся друг за друга, здесь уже нет места неправде. Здесь уже нужно напрягать все силы, которые называются вера и любовь, потому что неискренняя молитва хуже всякого оскорбления.

Когда мы молимся друг за друга, мы открываем друг для друга действительно удивительную и таинственную силу. Но и молитва должна быть правдивой искренней, без надрыва, без неправды - вот это самое главное. Она должна быть такой же, как молитва того самого слепца, который в дороге со всей искренностью повторял вновь и вновь «Господи, помилуй меня!». Она должна быть такой, когда мы уже говорим: «Господи! Если уже не Ты, то никто, некому больше! Если я Тебя сейчас не остановлю, то я ничего уже не смогу в своей жизни сделать. Уже никто не сможет мне помочь. Но остановить Бога я могу только тем, что я готов дальше быть здесь. Я хочу его остановить, чтобы дальше уже с готовностью пойти с Ним. Я понял, что туда, куда Он идёт, туда и мне дорога. Тогда, когда я с Ним, тогда я зрячий». И, конечно же, мы можем себе представить, что не один слепец, наверное, там сидел, место, скорее всего, было проходное, много было нуждающихся. И некоторые, быть может, услышав его крик, пожимали плечами с удивлением. А некоторые, может быть, думали, что вот, сейчас он уйдёт, что мы будем делать без него? Быть может, он был неплохим человеком, собеседником, может быть, кому-то он помогал и имел какие-то тайные добродетели, и кто-то говорил: «Ну вот, сейчас я лишусь этого человека».

Но как бы ни было на самом деле, он понимал, что пойти за Богом - это не значит оставить этих людей. Если он получит исцеление, если он был добрым, искренним, помогал другим, это означает, что он получит дополнительные силы, новые возможности с ещё бОльшим усердием проявить свою доброту к тем, с кем он общался на протяжении многих-многих лет у дороги. Поэтому того, что кто-то встал и пошёл, бояться не надо, потому что пойдя, приобретя эту силу и вдохновение, вне всякого сомнения он вернётся, чтобы ещё больше быть полезным, ещё крепче любить.

В Церкви нужно уметь признаваться

- Что бы Вы ответили людям, которые считают, что православие и религия вообще - это система запретов, которая покушается на свободу личности?

- Да, проблема как будто бы существует. Знаете, мне посчастливилось лежать в больнице и не раз. Посчастливилось, потому что самое полезное, чтобы что-то серьёзное в своей жизни исправить, - это больничная койка. Парадоксальная вещь, но никто в больнице не умер от назначений врача, который сказал, что «Вам нельзя вот это и это есть, вот это и это делать, потому что если сейчас Вы будете это делать, это окончательно лишит Вас жизненных сил, и Вы просто погибнете. Мы Вам не сможем помочь». И представьте себе, с какой готовностью человек идёт на всё, лишая себя того и другого, чтобы взамен приобрести здоровье. И здоровье возвращается.

Я не видел ни одного понурого и убитого горем человека, который выходил бы из больницы после того, как он поправился, после того, как ему вернули здоровье, да ещё и после того, как ему пришлось от всего отказаться. Он был совершенно счастлив тем, что обрёл искомое -  здоровье. Дай Бог, чтобы хватало потом веры надолго сохранять указание любящего врача. И всякий раз, провожая до больничной двери, заботливый врач скажет: «Если Вы не хотите сюда вернуться, запомните всё то, что я Вам говорил, и Вам нельзя ни в коем случае это делать, иначе мы снова с Вами встретимся». И у человека за спиной остаётся важнейший опыт. А перед ним - свобода, совершенная свобода. Но за спиной остаётся и то, что умея отказываться от всего названного врачом, он, оказывается, не погиб.

Оказывается, отказываясь от чего-то можно не просто жить, а ещё и поправить своё здоровье. А дальше начинается свобода, которой человек должен воспользоваться и в конце концов решить что для него ценнее и важнее - потерять то, что далось ему болезнью, или оставить и, может быть, укрепить, начать жить немножко по-другому.

Вот то же самое и в духовной жизни по отношению к церковным таинствам. Церковные таинства вне всякого сомнения действуют на человека. Больше они действуют в тех, кто слушает своего врача, поступает так, как он говорит, отказываясь от того-то, не делая то-то и воздерживаясь от этого. В меньшей степени действуют на тех, кто думает, что это некий магизм, который, вне всякого сомнения, окажет своё воздействие, а я могу оставаться таким, какой я есть. Нет. Такого никогда будет, не получится.

Конечно, нужно быть готовым измениться. Но измениться не для того, чтобы быть несчастным, обделённым и ужасным, а для того, чтобы стать подлинно свободным от своих привычек, страстного желания, свободным от условностей и пороков.

Что пугает человека, который приходит в храм? Запреты и все те кажущиеся бесконечными правила и ограничения. Мне кажется, нужно правильно ответить на вопрос: пугает ли меня то, что я чего-то лишусь, что я стану другим? Или что меня пугает? На самом деле, что я боюсь потерять? Очень даже полезно в силу ситуации современного кризиса воздержаться, сохранить свою жизнь.
 
Мне говорят, что это время, когда нужно кого-то простить, и я боюсь, что потеряю источник постоянного раздражения и обсуждения, источник своего героизма, мнимого противостояния.

Еще в Церкви нужно уметь признаваться. И в том, что ты сделал, и в том, какие мысли в тебе рождались, в том, к чему ты стремишься, какие желания в тебе гнездятся. А я боюсь признаваться, потому что тогда мне придётся признаваться и в моих чувствах по отношению к другим людям. Для общества моих знакомых показать свою некую слабость, когда я признаю, что да, на самом деле это вот я тогда поступил так нечестно, я тогда тебя сдал или что-то кому-то рассказал о тебе. На самом деле я боюсь.

 
Вот на эти вопросы на самом деле нужно уметь отвечать. Вот это, кажется, по всей вероятности меня лично пугает. Но с другой стороны, что я приобрету? Я приобрету полную действительную настоящую свободу во Христе, о которой говорит Священное Евангелие. Я приобрету самое важное и самое главное - присутствие Божие в своей жизни, реальное, ощутимое, зримое. В конце концов, потеряв своё одиночество, я приобрету того самого друга, который, как говорит очень удивительно и красиво Иоанн Златоуст, однажды к Адаму привёл Еву, его жену. Я приобрету того самого друга, который приведёт в мою жизнь очень много важных, замечательных значимых для меня событий, но для этого я должен стать для Него своим.

- Что такое счастье? И можно ли человеку стремиться к нему?

- Счастье - это жизнь. Вне всякого сомнения. Быть счастливым - это значит быть живым. Только без приставки «полу-» - полуживым, полудействующим, полулюбящим, полузаботящимся, полувнимательным, как бы оставляя для себя какую-то часть. В полной степени и в полной мере быть живым. Вне всякого сомнения, к такому счастью стоит стремиться, такого счастья стоит искать в своей жизни, и таким счастьем мы имеем возможность одаривать близких людей. Иоанн Златоуст в одной из своих бесед говорит удивительную вещь, что Господь, создавая людей, создал нас так, что мы не можем не жить друг для друга.

var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }

Категория: Беседка | (29.08.2009)
Просмотров: 697 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 ли  
0
какой ты красава прямо нимб вешай.помнит тебя челябинск.служи и дальше мамоне

Имя *:
Email *:
Код *:
Интернет-журнал

Категории раздела
Духовная жизнь
Путь к Богу
Непридуманнное
Жизнь церковная
О вечном
Портрет
Беседка
Вера и наука
Чудеса рядом
Инославие
Секты, лжеучения, суеверия

Форма входа

Поиск


 
Конструктор сайтов - uCoz